Более ста молодых преподавателей литературы из Беларуси и России соревновались в том, кто из них подобрал "золотой ключик" к сердцам учеников. В Москву были приглашены лучшие из лучших - по пять учителей из каждой страны.
- Наконец-то на высоком межгосударственном уровне обращено внимание на преподавание такого фундаментального предмета, как словесность, - начал наш диалог член жюри конкурса, директор филиала "Институт литературоведения имени Янки Купалы" НАН Беларуси Иван Саверченко. - Григорий Алексеевич Рапота все больше и больше говорит о гуманитарной составляющей Союзного государства. Это имеет первостепенное значение для сближения, сотрудничества. Мы пришли к пониманию того, что надо заземлить высокие идеи. Донести их до конкретной школы, конкретного учителя. Конкурс - это и профессиональный диалог учителей русской литературы Беларуси и России.
- Иван Васильевич, а с чего лично для вас началась русская литература? С какого произведения?
- Я рос в селе, в Могилевской области. Мне было лет семь-восемь. Я пас коров и брал с собой томик стихов - Пушкина, Некрасова, Лермонтова, Блока... У нас была прекрасная сельская библиотека! Русская классическая литература очень помогла мне понять и белорусскую классическую литературу. Когда я перевожу на русский язык памятники древней литературы, я слышу музыку слова, его размер, ритмику... Этому я научился, в частности, и в том далеком полюшке детства. Здорово, что все белорусы знают русский язык. У нас нет социальной необходимости переводить русскую литературу на белорусский язык...
- Но есть необходимость в обратном...
- Да. Пожалуй. Здесь есть над чем работать. Литература больше, чем язык. Язык - инструмент, а литература - мощная объединяющая сила.
Николай (Николай Николаевич) Пронев - единственный мужик из десяти финалистов конкурса, но интересен не только этим. Девичья стайка шествует по тротуару, раздвигая плечами высокое московское солнце, а Ник Ник (так я его прозвал для себя) балансирует по бордюру. Он в семье четвертый, предпоследний ребенок. Сын полковника. Вырос в Пскове, знаменитом не только соборами да монастырями, но и псковской десантной дивизией.
- Девиз десантников помните? - спрашивает меня Николай.
И сам отвечает: "Никто, кроме нас!".
Так сын полковника ответил на мой вопрос, почему он, мужчина, пошел в учителя. Вроде бы сейчас это не так престижно, как было во времена, например, Антона Павловича Чехова, которого Ник Ник очень любит. На финал конкурса в Москву Пронев прилетел раньше остальных. В Новой Москве, в Крекшино, живут его уже немолодые родители, которые воспитывают (держитесь за стул!) восьмерых приемных детей, младшему из которых три года.
- Родители попросили прилететь из Сочи пораньше - помочь советом и делом. Детишки сложные, обремененные разными недугами, - говорит учитель с печальной улыбкой.
Я постеснялся спросить Ник Ника, зачем его папе и маме это надо на старости лет, ведь уже перевыполнили свой родительский долг, воспитав пятерых родных детей. Пронев меня бы не понял - "Никто, кроме нас!".
Николай преподает литературу в школе N 53 города Сочи, в котором, как известно, не только темные ночи, но и непростой "контингент учеников". (Назовем так тех, кто пришел в школу не учиться, а прожигать детство).
- Кто-то воспитан по принципу "человек человеку - друг", а кому-то в семье внушили, что человек человеку - волк. Нередко такие дети сидят за одной партой. Дети Сочи очень отличаются от детей, скажем, Пскова или Санкт-Петербурга, в котором я учился на филфаке, - говорит Пронев.
Из пяти предложенных конкурсом "#СилаСлова" тем Николай выбрал самую глубокую: "Души и державы опора. О служении Отечеству в произведениях русских и белорусских писателей".
- Перед учителем стоит задача самому дать ответ, что является опорой души и державы. А потом предложить этот ответ детям и вместе с ними поразмышлять на эту тему. Мы пришли к выводу, что "души и державы опора" - это память. А литература является эквивалентом памяти.
- Дети стали меньше читать, Николай?
- Да, к сожалению. Литература, если хотите, стала элитарным видом искусства. Чтобы ее любить и понимать, необходимы усилия, которых не всем хватает. Особенно детям. Вчитываться, вдумываться в прочитанное гораздо труднее, чем водить мышкой по экрану компьютера. Мой личный подход: литература - это инструмент, с помощью которого дети познают не просто жизнь как таковую, а ее сложные стороны. Литература позволяет увидеть, что люди - это не просто шаблоны, картинки в телевизоре или в компьютере, а личности, которые не просто так познаются. Только не надо стремиться к тому, чтобы пятиклассник понял, скажем, "Войну и мир" так, как этот роман поймет сорокалетний. Страдает методика преподавания. В связи с тем, например, что и преподаватели выгорают. Им проще преподавать для детей, как для взрослых. Отсюда частое непонимание учителя и ученика. Конфликты. Удаление друг от друга, а то и полный разрыв.
Современные дети, увы, растут не в культуре, где поощряется чтение книг, а в антикультуре гипноза гаджетов. Вот и возникает проблема не самого литературного материала, а проблема его восприятия. Учителя зачастую отстают от своих продвинутых в новых технологиях учеников...
А ученики заметно отстают от учителей в том, что называется "работа души", добавлю я.
Конкурс "#СилаСлова" наводит мосты между поколениями.