Евгений Ковнир: Не надо сомневаться в прогрессе

В рамках масштабной программы государства и бизнеса "Национальная технологическая инициатива" эксперты работают над тем, чтобы превратить казалось бы фантастические идеи в реальные технологии. К 2035 году у нас появятся биопаспорта с генотипом и персональные роботы, мыслями мы будем обмениваться на расстоянии, а перемещаться по городу на беспилотниках.

Деньги на реализацию конкретных проектов уже выделены правительством. О самых ярких идеях программы "Российской газете" рассказал ее ключевой координатор, заместитель директора направления "Молодые профессионалы" Агентства стратегических инициатив Евгений Ковнир.

Евгений Владимирович, для России появление таких прогрессивных технологий в новинку. Как вписаться в еще несуществующие рынки?

Евгений Ковнир: Рынки как раз и формируются под влиянием достижений научно-технического прогресса, а развиваются за счет масштабного спроса на продукцию или сервисы со стороны массовых потребителей. По этой логике участники программы "Национальная технологическая инициатива" (НТИ) выбрали для разработки десять самых перспективных рыночных Net-направлений.

Недавно, например, обсуждали создание еще одного проекта, посвященного высокотехнологичной моде и одежде. Через два десятка лет одежда будет из других материалов, производить ее будут дома на 3D-принтерах. Укомплектовываться она будет электроникой, приобретать нужные цвета, а некоторая даже носиться один день и утилизироваться. То есть в будущем нас ждет совершенно другой подход ко многим повседневным вещам.

А зачем нужна телепортация, на внедрение которой в числе других проектов выделено 10,5 миллиарда рублей?

Евгений Ковнир: Речь, конечно, идет не о телепортации материальных предметов, а о новых принципах передачи информации в киберпространстве с использованием квантовых технологий, так называемой квантовой телепортации. Это означает, что секретные сведения нельзя будет перехватить и тем более использовать - при любых попытках будет моментально обнаружено. Сами понимаете, насколько это важно - безопасное хранение, передача персональных, финансовых, государственных, военных сведений существенным образом влияет на жизнь миллионов граждан, бизнесов и государств.

Что представляют собой остальные проекты?

Евгений Ковнир: Три из десяти связаны с беспилотным транспортом. Проект "Аэронет" - летательные аппараты и сервисы на их основе, начиная с аэрофотосъемки и заканчивая пассажирскими перевозками людей или грузов по воздуху. Приблизительно аналогичная задача у "Автонет" и "Маринет". Межведомственная рабочая группа при президиуме Госсовета по модернизации экономики и инновационному развитию уже одобрила "дорожные карты" по этим направлениям.

Готовится к утверждению план по развитию рынка сервисов интеллектуальной энергетики "Энерджинет". На подходе "дорожные карты" по развитию рынка персонализированных медицинских услуг и лекарственных препаратов "Хелснет" и пищевых продуктов "Фуднет".

Направление "Финнет" объединило компании в сфере финансовых технологий. Новации существенным образом упростят и изменят банковскую и финансовую среду - можно будет открыть вклад в любом банке из любой точки мира, если человек хотя бы один раз прошел идентификацию в каком-либо финансовом учреждении, подключенном к общей системе.

В новые биопаспорта "впишут" радужную оболочку глаз, голос и дыхание

Группа "Медианет" работает над технологиями дополненной и виртуальной реальности. Например, дома можно будет погрузиться в виртуальный мир работы: дистанционно проводить деловые переговоры или интервью. Это будет просто симуляцией присутствия, как голография.

Перспективное направление "Нейронет" - рынок информационного обмена следующего поколения, продуктов, услуг и технологий, расширяющих ресурсы мозга. Например, появятся биопаспорта, в которые будут "вписаны" кроме Ф.И.О. и даты рождения уникальные параметры организма. Это может быть радужная оболочка глаз, голос, отпечатки, дыхание, тепловые излучения. Стоит подойти к офису, как вас уже идентифицировали.

Биопаспорта помогут персонализировать медицинское обслуживание, дистанционно диагностировать проблему. А таблетки и смеси можно будет распечатать на принтере по индивидуальной химической формуле, рекомендованной врачом.

Будущее намного ближе, чем кажется: в сентябре россияне примут участие в первом чемпионате мира по нейротехнологиям в Швейцарии. Россия - одна из немногих стран мира, которая представила команды сразу по нескольким номинациям, связанным с проблемами людей с ограниченными возможностями. Как человеку двигаться, не имея ног, излагать свои мысли, не владея речью? На это у нашей команды за год работы уже есть ответы международного уровня.

Трудно поверить, что уже через двадцать лет горожан будут возить по небу беспилотники, а вещи мы будем печатать на принтерах. Звучит, прямо говоря, не очень реалистично.

Евгений Ковнир: Всего десять-пятнадцать лет назад нам казалось немыслимым, что в своем персональном телефоне мы можем увидеть практически любой видеоконтент, который был создан за всю историю человечества. Сейчас интерактивный просмотр видео на смартфоне - обыденность. То, что будет завтра, сегодня нам кажется нереальным. А то, что нормально сегодня, завтра может просто потерять свою актуальность и исчезнуть.

Из ближайших сценариев нашего быта назову еще технологии дополненной виртуальной реальности - персональные аватары, боты или помощники с искусственным интеллектом. Их можно визуализировать по своему подобию или вложить программу в любой другой образ, на выбор. Важно то, что у аватара будет уровень интеллекта, достаточный для того, чтобы выполнять за вас все рутинные функции, в вашей манере, культуре, традициях. Он закажет или приготовит еду, сделает уборку, ответит за вас по электронной почте. У человека появится возможность сосредоточиться на новых технологических и творческих задачах. Люди начнут жить в другом ритме.

Что еще? Редактирование генома, то есть избавление человека от наследственных болезней, подбор молекулярной диеты. Управление техникой и взаимодействие людей между собой силой мысли, считывание информации через нейроинтерфейсы и их расшифровка. Этот новый язык общения с миром без слов, по сути, телепатия - уже актуален.

Пока все это не очень законно, предполагается ли менять законодательную базу?

Евгений Ковнир: Все рыночные направления, которыми мы занимаемся, предполагают разработку законодательства для внедрения технологий, вывод самых смелых идей на уровень решений федеральных органов исполнительной власти.

По беспилотникам группа "Аэронет" ведет работу с минтрансом. Во многом благодаря предложениям компаний НТИ в стране недавно были разрешены полеты отдельных видов беспилотных летательных аппаратов. По применению технологии "блокчейн" в финансовой сфере рабочая группа "Финнет" формирует предложения по совершенствованию законодательства совместно с Центральным банком.

По всем рыночным направлениям созданы рабочие группы, основу которых составили представители высокотехнологичного бизнеса. Во главе каждой рабочей группы - два соруководителя, один от бизнеса, другой - от федеральной исполнительной власти в ранге не ниже заместителей министров. Также в рабочие группы включены представители академической науки и образования, институтов развития. Вокруг групп сформировалась мощная экспертная поддержка. Таким образом, совместными усилиями бизнеса и государства формируется долгосрочная государственная политика в перспективных направлениях развития.

Много, на ваш взгляд, в России предпринимателей с креативными амбициями? Где они, наши "стивы джобсы" или "илоны маски"?

Евгений Ковнир: К счастью, мы живем в России. Я горжусь тем, что в истории нашей страны были Менделеев, Жуковский, Попов, Кулибин, Королев, которые опередили время. Россия имеет фантастический исторический опыт, чтобы возобновить традиции мирового технологического и интеллектуального первенства.

Нам предстоит большая работа по выявлению и развитию талантов в рамах Национальной технологической инициативы. В первую очередь важно помочь юным талантам в 10-15 лет раскрыть себя, именно им предстоит "делать погоду" в глобальном высокотехнологичном мире. Выиграют те, кто будет учиться на курсах робототехники, нейротехнологий, заниматься технологическим творчеством в кружках и детских технопарках, участвовать в олимпиадах НТИ.

Без сомнения, их ждет успех соизмеримый, наверное, с успехом тех ребят, которые в 90-е годы прошлого века увлеклись программированием. Вот, например, Европа так и не смогла "родить" свою поисковую машину и пользуется американской. А у нас есть Яндекс. Стоит вспомнить, что это произошло не просто так: мы добились тогда лучших результатов в IТ во многом благодаря академику Андрею Ершову, который в 80-е годы инициировал во всех средних школах преподавание предмета "программирование". Аналогичного характера инициативы в области развития талантов планируется реализовывать и в рамках программы.

Не надо сомневаться в прогрессе, 15 лет назад мы бы не поверили, что будем смотреть фильмы на телефонах

Очень большая надежда на технологических предпринимателей, которые уже доказали свою состоятельность. На тех из них, кто имеет амбиции и способности выйти на глобальный уровень на рынках НТИ, будет сфокусирована значительная часть поддержки.

Это миф, что наш удел сырьевая экономика и все, что мы можем только качать нефть. Если бизнес, государство и общество захотят сделать технологический прорыв, то все это реализуемо.

Евгений Владимирович, кто сейчас наши конкуренты по высоким технологиям в мире - Китай, Америка? Мы синхронно движемся, отстаем или опережаем друг друга?

Евгений Ковнир: Отечественный высокотехнологичный сектор в процентах занимает несущественную долю на мировом рынке. Лидерами, например, в сфере информационно-коммуникационных технологий являются США и Китай, они опережают нас на порядок. Мы, конечно, можем попробовать начать погоню за ними на уже сложившихся рынках, но это бесперспективное занятие, объем инвестиций не будет соответствовать результатам.

У нас другой маневр - все внимание сфокусировано на перспективных рынках будущего, так называемых "голубых океанах", которые только формируются и размер которых на горизонте ближайших 20 лет достигнет в глобальном масштабе более 100 миллиардов долларов. На их покорение у нас такие же шансы, как и у других стран. Успех будет зависеть от скорости движения и степени концентрации усилий отечественного бизнеса, государства и общества на строительстве в России экономики знаний.

Бюджет экономики знаний просчитан?

Евгений Ковнир: Приведу пример для наглядности. Капитализация "Газпрома" сегодня составляет порядка пятидесяти миллиардов долларов. Капитализация сервиса заказа такси Uber - шестьдесят миллиардов долларов, при том что компания основана всего лишь семь лет назад. Так что построить за 5-10 лет на новом рынке компанию глобального чемпиона - это не фантастика. НТИ нацелена, как уже было сказано, на десять перспективных рынков, и на каждом из них наши технологические предприниматели способны сделать подобный рывок. Это означает, что существенная часть их выручки будет экспортной. Соответственно, дополнительные доходы в бюджет, налоги.