Середина лета, разгар школьных каникул, но на школьном дворе звенят ребячьи голоса. Мальчишки с азартом гоняют мяч, девчонки с не меньшим энтузиазмом за них болеют. Вообще же они здесь с самого утра, но сначала была работа на школьном приусадебном участке. А как только жара выгнала с сельхозполя, ринулись на поле футбольное.
В этот день школьники пололи свеклу: кто руками, а кто - тяпкой, кому как удобнее. При этом уверяют, что занятие это не слишком утомительное. Во всяком случае, силы погонять мяч остались.
- Утомляет? Нет, мне нравится, общаемся с ребятами. Приходим на построение в 8.30 утра. Я считаю, что это не рано. Мне лично нравится. Мы еще играем, у нас перерывы большие, - рассказывает Аня Борцова. - Мы же парами работаем - за разговором работа быстро заканчивается.
А телефон на время прополки Аня убрала в карман - некогда сидеть в чатах. Иногда девчонки включают музыку, чтобы веселее работалось. К слову, вовсе не у всех нынешних селян есть приусадебный участок. Так, родители Ангелины Спириной явно не фанаты огорода.
- У нас нет участка, я только здесь научилась полоть свеклу, - поясняет Ангелина. И добавляет, что не считает нагрузку чрезмерной. К тому же хорошо работается с одноклассниками.
Мальчишки же чуть ли не хором заявляют, что грядки для них что-то вроде дополнительной нагрузки к футболу.
- Работать на грядке жарко, а играть в футбол - в самый раз, - уверяет Артем Чеботарев. - Собираемся, чтобы поиграть, ну и заодно грядки прополоть. Все равно практику надо отработать - что дома сидеть!
А Евгений Орлов рассказал, как на днях с учителем труда Виктором Ивановичем Носаревым (школьный трудовик - невероятного таланта кузнец) чинил входные ворота. Сейчас же они занимаются укладкой плитки. Теперь Женя говорит, что в случае чего сам дома двор выложить сможет - не надо никого нанимать.
- Многие родители благодарят нас, - рассказывает Кристина Самсонова, - к слову, победительница областного конкурса "Молодой учитель года". - Мы же не только обучаем тяпкой работать, но объясняем определенные правила, прививаем навыки. В свободное время школьники смотрят кино, в спортзале - волейбол, а самые маленькие очень любят рисовать и играть в настольные игры. Есть чем заняться - игр много.
По словам директора школы Петра Бобылева, трудовую подготовку или технологию проходят в течение года - это есть в учебном плане. А летом все проходят практику, начиная с третьего и до 10 класса - у выпускников уже иные заботы. Правда, и девятый класс выпускной, но потрудиться на пришкольном участке приходят и девятиклассники - по собственному желанию. Говорят, что нравится: можно пообщаться с друзьями. К тому же, по словам директора, "мы их нормально кормим - это тоже очень важный момент".
Школьный приусадебный участок - это два гектара земли, на которых выращивают свеклу, картофель, капусту. Еще есть настоящий ботанический сад и две теплицы, в которых, помимо огурцов, помидоров и перца, растет и успешно плодоносит виноград. Ухаживают за всем этим хозяйством ученики вместе с учителями - в школе 255 учеников (причем более 100 - еще в начальной) и 20 педагогов. Летняя практика у младших школьников длится пять дней, у старших - побольше. "Два месяца работаем на пришкольном участке, что позволяет его поддерживать в нормальном состоянии, иначе зарастет", - поясняет директор школы.
Вообще же работа на школьном приусадебном участке - давняя традиция. В 1990-е годы здесь была ученическая производственная бригада: выращивали свеклу и реализовывали ее в хозяйство. Зарабатывали хорошие деньги - в среднем по сто рублей в день, что в те времена было довольно существенно. В школе и сейчас есть вся необходимая техника: трактор, мотоблоки, косилки, плуг, культиватор… Словом, все, что необходимо для обработки земли, почти как в настоящем "взрослом" хозяйстве. А еще в гараже "паркуется" дельтаплан.
В свое время на пришкольном участке был разбит сад, который носит имя известного селекционера Владимира Николаевича Морозова. Тот живет неподалеку, и идея создания школьного ботанического сада принадлежит ему. Он же помог с саженцами, объяснил, как ухаживать. Говорят, все, к чему он руку приложит, растет как на дрожжах. Благодаря наставнику в школьном саду не только традиционные яблони и груши: растут и уже начали плодоносить абрикосы (плодов пока немного - школьники их регулярно пересчитывают), теплолюбивая шелковица, обосновались гости с Дальнего Востока - модный сумах и полезный для здоровья элеутерококк. Сад украшает множество декоративных кустарников, а для лиан школьный кузнец выковал очень красивые перголы с фигурками забавных зверюшек. На уроках труда ученики сделали необыкновенные синичники - на одном шесте по четыре домика для птичек. А кто-то из родителей подарил изящный дизайнерский мостик через сухой ручей.
Кроме того, школа поддерживает связи с Тимирязевской сельхозакадемией. Как-то приезжали два кандидата наук из "Тимирязевки", проводили мастер-класс по обрезке яблонь. И подарили сорок саженцев грецкого ореха, мол, эксперимент - посмотрим, как пойдут. Из сорока прижились 36, растут второй год.
Но все же "бренд" школы - сирень. Она высажена по всему периметру пришкольного участка. Здесь выращивают десять сортов сирени, изучают ее, составляют каталоги. Кстати, гимн школьный - тоже про сирень. В прошлом году как-то так самостийно зародилась новая традиция - по окончании школы выпускники высаживают новый сорт сирени. В конечном итоге должна получиться аллея выпускников. Кстати, когда районные власти в этом году закладывали в Малоярославце сиреневую аллею ко Дню Победы, попросили саженцы в ерденевской школе. Так что школа уже выступает как своего рода селекционный центр. Около 70 кустов отправили - для хороших людей не жалко.
Теперь те дети, что когда-то работали в школьной сельхозбригаде, приводят в школу своих детей. "Эти трудовые традиции мы бережем, - поясняет директор школы. - Никто из родителей не задаст дурацкий вопрос: почему ребенок должен трудиться? Сейчас много разговоров, мол, как это класс мыть - на это есть техничка и тому подобное. Это нормально - убирать за собой. Если ребенок сам убирал, завтра не будет мусорить, а может, и другого остановит".
- Петр Петрович Бобылев 37 лет работает в этой школе, из них 27 - директором. Он учил и воспитывал родителей нынешних учеников, - рассказывает заведующая районным отделом образования Юлия Медова, сама еще недавно работавшая в этой школе. - Наша сила в том, что здесь поддерживают традиции. Во-первых, родители, которые когда-то сами обрабатывали эти гектары, закладывали сад. Второй момент: 70 процентов учителей - бывшие ученики этой школы. И главное - здесь работают увлеченные люди. Есть женщина, которая занимается с ребятами изготовлением керамических изделий. Есть учителя биологии, которые увлечены скрещиванием сортов овощей. Дети поступают в престижные вузы - калужские и столичные. Но многие возвращаются сюда - это очень важно.
В этой сельской школе много удивительного. Начиная с того, что оснащена она получше многих городских. Конечно, компьютеры, интерактивные доски, лаборатории. Есть зона вай-фай, в которой установили винтажные парты с откидывающимися крышками: совет старшеклассников постановил, что на уроках ученики не достают мобильники, зато на перемене все здесь. Особая достопримечательность - флюгер, на котором указатели по сторонам света с обозначением километража до дальних и ближних городов. Здесь имеется удивительный школьный музей, где собраны вещи из прошлого века: "ксерокс" и первые компьютеры, с помощью которых выпускались школьные газеты, фильмоскоп и проигрыватель, есть даже телефон первого секретаря обкома и гитара, на которой играл Окуджава…
А еще здесь решили создать "ерденевскую игрушку". Никогда в этих местах не было своей особенной игрушки, но ведь любой промысел когда-то начинался, вот и решили: не было традиционной ерденевской игрушки, так пусть будет! Провели конкурс и выбрали изумительный образец куклы - этакая романтичная дама в сиреневом.