В этот день в фойе художественного музея даже ароматы стояли под стать новой выставке - пахло солеными огурцами. Ну а сам виновник торжества, соленый, малосольный, свежий, увековеченный в паре десятков натюрмортов, совершал настоящий огурцовый переворот в сознании, всем своим гордым картинным видом доказывая: рожденный лежать в салате тоже может стать предметом искусства.
Открытию этого веселого вернисажа, на котором посетители глотают слюнки, ярославцы обязаны, конечно же… Огурцовым. Давние друзья художественного музея, художники и совладельцы багетной мастерской Марина и Владимир Огурцовы начали собирать свою коллекцию совершенно случайно и тогда даже помыслить не могли, что она вырастет до таких масштабов.
- Как-то утром мужу позвонил талантливый и замечательный ярославский живописец Валерий Цаплин, - рассказывает Марина. - Звонит и спрашивает, сколько у нас детей. Муж ответил - двое. Прошло время, и вдруг Валера приносит картину, а на ней четыре огурца - два больших и два маленьких. Это, говорит, вам подарок, ваш семейный портрет.
Супруги посмеялись, повесили "портрет" в мастерской, и с тех пор, что называется, пошло-поехало. Приходившие в мастерскую художники непременно задавались вопросом, почему такая честь оказана огурцам, а когда узнавали, тоже спешили приобщиться.
- Каждому захотелось прочитать огуречную тему на свой лад, - продолжает Марина. - Например, Саша Кравцов назвал свой натюрморт смешно - "Вован", но название оказалось с секретом: каждая буква расшифровывается. В - вобла, О - огурец, В - водка, А - апельсин, Н - нож. А Микаэл Антонян написал картину, где и огурца-то вроде нет, но если приглядеться - он обязательно найдется. Вот такие ребусы.
Над натюрмортом с огурцом-невидимкой поломали голову все присутствовавшие на открытии выставки. Но без посторонней помощи справились немногие. Оно и понятно: ищешь зеленый, толстый и пупырчатый, а он оказывается черным и плоским - спрятался в газетном заголовке об урожае огурцов в Ярославской области.
Зато на других картинах любимый россиянами овощ представлен весомо и зримо, причем иногда настолько зримо, что у ценителей живописи, прежде всего мужчин, начинало сосать под ложечкой. Особенно если на полотне огурец соседствовал с салом, водочкой и картошкой. Да что там - с этого вернисажа, впервые в истории музея, можно уйти не только с нагулянным аппетитом, но даже… с кулинарным рецептом. Например, огуречного повидла, лосьона или огурцов с красной смородиной.
- Работать и думать над этой выставкой нам было вкусно и интересно, - призналась представитель музея Марина Полывяная. - И мы позволили себе немножко поиграть - одновременно с картинами представили рецепты консервированных и малосольных огурцов, разных огуречных масок, винегретов и прочего. И очень надеемся, что эта коллекция будет обновляться и станет поводом, чтобы прийти в музей полюбоваться произведениями искусства и обменяться рецептами, столь актуальными в огуречную пору.
Поэтому музейщики пригласили всех любителей огурчиков на странице музея в соцсетях под хештегом "Огуречная пора" оставлять свои рецепты и выкладывать фотонатюрморты. Кстати, первый фотовклад в огуречную "копилку" был сделан сразу после открытия выставки в саду музея, куда зрителей пригласили отметить событие и "вкусить настоящих, разного приготовления огурцов". Правда, фотографу пришлось поторопиться, потому что этот вкуснейший "натюрморт" исчез со стола за считанные минуты.