Вообще на территории Ленских столбов с начала пожароопасного сезона пришлось тушить уже четыре очага возгорания. Все они, по словам министра охраны природы республики Сахамина Афанасьева, вызваны сухими грозами - люди тут ни при чем. Два были обнаружены вовремя, и их смогли ликвидировать в зародыше. А вот еще два к моменту, когда заметили огонь, успели разгореться.
Авиационный мониторинг лесов в регионе налажен. Но возможности авиаторов ограничены очень низким уровнем финансирования. Методика, на основании которой Рослесхоз распределяет субвенции на профилактику и тушение лесных пожаров, совершенно не учитывает огромные размеры республики. Наоборот, формулы построены так, что чем больше лесов на территории субъекта федерации, тем меньше денег ему полагается в расчете на каждый гектар.
Якутия - самый большой регион России. По формулам этой методики она получает три рубля на гектар тайги. Меньше за охрану лесов от пожаров не дают никому. Этих денег хватает лишь для того, чтобы контролировать ситуацию вблизи населенных пунктов. А большая часть тайги, включая, как это ни парадоксально, особо охраняемые природные территории, остается безнадзорной.
В мае нынешнего года правительство республики утвердило соответствующие зоны контроля, дав некоторым СМИ повод для иронии над "якутскими чиновниками, разрешившими не тушить лесные пожары на 86 процентах территории". Между тем местные власти лишь зафиксировали на бумаге сложившуюся в реальности ситуацию. 219 миллионов гектаров - это труднодоступные территории, где бороться с огнем при существующем уровне финансирования невозможно. Если там загорается лес, он полыхает до той поры, пока стена пожара не упрется в водную преграду или ее не зальет дождями.
- Ежегодно для исполнения переданных полномочий из федерального бюджета в виде субвенций нам выделяется около 400 миллионов рублей. В нынешнем году на мероприятия по авиамониторингу и тушению лесных пожаров перечислен 71 миллион. Между тем в прошлом году мы заказывали план противопожарного обустройства лесов на 2015 - 2024 годы. Нам его выполнили бурятские коллеги. Так вот, на его полную реализацию при условии малой горимости лесов потребуется 2,5 миллиарда рублей ежегодно, - отмечает заместитель руководителя республиканского департамента по лесным отношениям Джулустан Хон.
Власти Якутии в течение нескольких лет обращались в Москву с предложением пересмотреть несправедливую методику. Их услышали. Подводя итоги пожароопасного сезона 2015 года, глава минприроды Сергей Донской признал, что перекосы есть и они существенны.
Он отметил, что 96,4 процента пожаров возникло в самых крупных Сибирском и Дальневосточном федеральных округах. Там от огня пострадало 2,8 миллиона гектаров леса, в то время как во всех остальных субъектах, вместе взятых, лишь 0,1 миллиона. При этом Сибирь и Дальний Восток получили всего 32,8 процента субвенций из общего объема распределенных средств.
Более того, выяснилось, что действующая методология приводит к увеличению расходования бюджетных денег. Как отметил руководитель Федерального агентства лесного хозяйства Иван Валентик, ведомство по итогам 2015 года задолжало регионам Сибирского и Дальневосточного округов более 665 миллионов рублей за фактически выполненные работы по борьбе с лесными пожарами. В то же время у других субъектов остались значительные неиспользованные остатки. Избыточные деньги просто не на что было тратить.
В итоге правила пересмотрели.
- Применение новой методики распределения субвенций позволит сгладить диспропорции в финансировании мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов и, что сейчас особенно важно, мероприятий, связанных с профилактикой и тушением лесных пожаров, в зависимости от региональной специфики, - заявил глава Рослесхоза.
Однако для того, чтобы диспропорции сгладились, более справедливые нормы должны вступить в силу. Но их утверждение затягивается.
- А это жизненно важный вопрос для ведения лесного хозяйства на территории, где 254,7 миллиона гектаров покрыты лесами, - считает председатель правительства Якутии Галина Данчикова.
К тушению пожаров в республике часто приходится привлекать местное население, а также технику предприятий.
- За это тоже надо платить, но из-за нехватки средств мы не можем рассчитаться с людьми, - говорит Джулустан Хон.
Власти Якутии надеются, что к осени новый документ все-таки примут. В этом случае объемы финансирования вырастут почти в два раза. Изменений ждут и в других крупных дальневосточных регионах, где из-за перекосов в методике тоже остро стоит проблема финансирования противопожарных мероприятий.