21.07.2016 17:25
Поделиться

В Перми разгорелись страсти вокруг "Театра-Театра"

Очень хотелось написать совсем другую статью. Рассказать в ней о том, как остроумно, весело, ответственно и современно строят свой театр эти двое, художественный руководитель театра Борис Мильграм и главный режиссер Владимир Гурфинкель.

Как, преобразив пафосное советское здание Пермского академического театра драмы, в 2007 году Мильграм дал ему новое название "Театр-Театр", говорящее о том, что театр прежде всего игра, и постепенно стал приучать земляков к расширению, умножению театральных форм, к новому дизайну, к новым именам, внимательно развивая прекрасную труппу. Как создается там собственный смешной и умный журнал, как обживается камерная сцена "Молот", дизайн которой сочетает игру с образами советской культуры и эстетикой конструктивизма. Наконец, как амбициозно и решительно Мильграм объявил театр "территорией русского мюзикла" и как элегантно и талантливо доказал это своими и чужими спектаклями.

Перед ним, принадлежащим к редкой, уникальной породе прирожденных худруков, стояло множество задач: после нескольких лет депрессии театра вернуть ему сознание его высокого смысла, создать особое, ни на кого не похожее лицо, увлечь публику в свой не банальный, сложный мир, увлечь за собой актеров, растущих от спектакля к спектаклю, соединить современное искусство и жизнь с живым дыханием традиций. Хотелось рассказать, как за один весенний день мне и моим коллегам довелось увидеть виртуозный, волнующий своей глубинной и яркой театральностью водевиль "На всякого мудреца довольно простоты" в постановке Мильграма и "Догвилль", оригинальный ремейк знаменитого фильма Ларса фон Триера молодого режиссера Андреаса Мерц-Райкова.

Путешествуя весь этот год по России в качестве председателя экспертного совета фестиваля "Золотая маска", я еще раз убедилась в том, каким редким явлением становится театр, творимый как дом, как место, где собираются и развиваются таланты.

Пьеса Островского "На всякого мудреца довольно простоты" написана во времена царствования Александр II, когда карьеристы и приспособленцы всех мастей утвердились как социальный тип, востребованный властью. Это сегодня мы можем говорить о том, что Островский классик, которого надо от чего-то защищать. А тогда он сам вступал в бой как умный и бесстрашный художник.

Но, видимо, это непросто - слушать и смотреть на себя со стороны. Тем более если актеры виртуозно танцуют и поют куплеты на прекрасную музыку Лоры Квинт и стихи Николая Денисова, тем более если изящная декорация Виктора Шилькрода напоминает кисейную, мещанскую, заставленную ширмами и безделушками среду итальянских предместий и московского Замоскворечья. Здесь изящество итальянской комедии в духе Гольдони легко сходится с не менее трудной и позабытой техникой водевиля.

Но кажется, спектакль остался бы только качественной музыкальной постановкой, не найди Мильграм особого ключа. Он не случайно посвящает спектакль Андрею Миронову. Стиль отечественного  телевизионного бенефиса вызывает в памяти советские 70-е с их одновременно игровой и душной общественной атмосферой. Традиция театральных масок, когда сцены с Манефой, блестяще сыгранной Евгенией Барашковой, превращаются в цепь ярких аттракционов. К ней примыкают репризы других "масок", а цирковые репризы сменяются энергичным кабаре, когда знойная Мамаева (Наталья Макарова) победительно обольщает рядящегося в городского дурачка Глумова в блистательной, эксцентричной и исполненной горечи игре Сергея Деткова. Отвергнутый обществом, с которым он так хитро и цинично играл, Глумов замирает на мгновение, перед тем как проститься со своим остроумным и саркастичным дневником, со своим горьким умом, навсегда растворившись в той среде, над которой он так глумился.

Спектакль вызвал безусловный восторг публики и критики, кажется, стал пророческим.

Неожиданно разразилась гроза, которую ничто, казалось, не предвещало. "Театр-Театр" блестяще провел весенний фестиваль премьер, покорив приезжих критиков и публику общим качеством театрального дела и чередой ярких актерских и режиссерских работ. Когда почти все разъехались в отпуска, министр культуры края Игорь Гладнев в одностороннем порядке расторг трудовой договор с худруком театра Борисом Мильграмом, назначив и. о. руководителя "Театра-Театра" Виктора Шилова, который в 2013 - 2014 годах занимал должность начальника юридического отдела театра. Основной причиной (или поводом) послужил якобы инспирированный Мильграмом "срыв гастролей театра "Сатирикон", намеченных на сентябрь в рамках федерального проекта "Большие гастроли". Не будучи предупреждены об этих гастролях заранее, Мильграм и дирекция театра сверстали сентябрьский репертуар, и билеты на спектакли (включая юбилейный бенефис актера) ушли в продажу. "Театр-Театр" попытался согласовать изменение дат, но на переговоры министерство не пошло.

Не успел региональный министр культуры назначить и.о., как на имя губернатора полетели многочисленные письма, телеграммы и обращения представителей российского театрального сообщества, председатель СТД Александр Калягин также направил ему письмо. 20 июля днем пришла новость о том, что губернатор Виктор Басаргин временно отстранил от должности министра культуры, предложив оценить принятое им решение об увольнении Мильграма. Для этого была создана межведомственная комиссия и  начата ее работа. Кроме того в театре начата очередная финансовая проверка.

Вчера к письмам на имя губернатора добавилось письмо Евгения Миронова:

"Сегодняшний "Театр-Театр" без преувеличения является одним из самых плодотворно работающих театров России и составляет славу Перми и Пермского края". Он добавил, что "время, способ и аргументация увольнения Бориса Мильграма свидетельствуют о том, что вовсе не забота о развитии и обновлении театра руководила инициаторами этой акции, а какие-то иные мотивы", и выразил уверенность в том, что совершается огромная ошибка, которая нанесет непоправимый вред театральному делу в Перми и во всей России.

Об огромной ошибке сказал в телефонном разговоре с корреспондентом "РГ" и Константин Райкин, возглавляющий театр "Сатирикон", чьи гастроли невольно послужили поводом к странному решению министра: "Сразу скажу, что к этому увольнению я отношусь однозначно плохо. Бориса Мильграма я знаю давно как серьезного режиссера и театрального деятеля, очень яркого, уникального - я видел его спектакли, знаю его театр, который он кропотливо создавал долгие годы. Он известный на всю страну режиссер, лауреат "Золотой маски". Надо понимать, что люди, способные к художественному строительству, вообще уникальны. И мне очень неприятно, что наши гастроли явились одной из причин абсолютно ошибочного с моей точки зрения решения".

Театральная Россия зависла в тревожном ожидании развязки.