Как отметил председатель комитета регионального парламента по транспортной, промышленной и информационной политике Федор Николаев, эта тема беспокоит многих. За круглым столом собрались депутаты областного заксобрания и Совета депутатов Новосибирска, члены правительства региона, эксперты и представители общественных организаций. Депутаты считают, что о параметрах и финансовых затратах столь масштабного проекта необходимо информировать население. Этого, на взгляд парламентариев, со стороны правительства сделано не было.
- Мы обеспокоены тем, что четвертый мост, который будет платным, может стать тяжелой нагрузкой для областного бюджета и при этом не решит городских проблем. Мы должны в этом разобраться по-деловому, без лишнего популизма, - обратился к собравшимся Федор Николаев.
Министр транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Сергей Титов отметил основные этапы принятия решения по проектированию моста. Для реализации проекта учредителями, в числе которых мэрия Новосибирска и правительство региона, было создано ОАО "Центральный мост". Состоялся конкурс по разработке проектной документации на строительство данного моста. Победителем стало АО "Институт "Стройпроект". Проект прошел все необходимые этапы согласования, включая градостроительные и архитектурные советы, получил положительную оценку Главгосэкспертизы. Сейчас ведется подготовка нормативной базы и концессионного конкурса.
Как сообщил генеральный директор института "Стройпроект" Алексей Журбин, общая стоимость строительства мостового перехода составляет более 32 миллиардов рублей, в том числе средства федерального гранта, регионального бюджета и концессионера. Протяженность - 5,1 километра, из которых непосредственно мост составит более полутора километров. Как предполагается, трасса будет шестиполосной, с расчетной скоростью сто километров в час, со сложными развязками и пешеходными переходами с обеих сторон. На правом берегу мостовой переход выйдет к улице Ипподромской, на левом - к улице Станционной. Как утверждают специалисты, это разгрузит транспортный узел и улучшит обстановку в центре мегаполиса.
При этом средняя оплата проезда составит 100-150 рублей с легкового автомобиля, а с грузового - семьсот. Депутаты засомневались в том, что автомобилисты готовы выкладывать такую сумму, при том, что бесплатный Бугринский мост не загружен - по нему ежесуточно проходит не более тридцати тысяч машин.
- Если никто не поедет по Центральному мосту? Кто будет возмещать концессионеру недостающие доходы? - спрашивали депутаты, отмечая, что при невыполнении трафика доплачивать концессионеру до запланированной суммы должен областной бюджет.
Согласно концессионному соглашению, инвестору в течение 25 лет нужно будет вернуть 91 миллиард рублей - полные затраты инвестора на строительство и эксплуатацию моста.
Депутаты потребовали от правительства региона опубликовать в СМИ финансово-экономическое обоснование. Пока, как высказались многие из них, проект сырой, а достоверность социологических исследований, согласно которым семьдесят процентов жителей области одобряют платный проезд по новому мосту, вызывает сомнения.
- Часто люди, когда слышат о строительстве четвертого моста, говорят: у нас, что, больше проблем нет? Поэтому над проектом еще нужно работать. Это слишком серьезное решение, чтобы мы торопились. Нужно остановиться и посмотреть, в этом ли месте нужен мост, в какие сроки, на каких условиях, и тогда уже действовать дальше, - указал депутат регионального парламента Андрей Жирнов.
Министр строительства региона Сергей Боярский сообщил, что в проектировании и строительстве четвертого моста точка невозврата не пройдена, и все прозвучавшие вопросы и замечания депутатов к условиям концессионного соглашения и к проекту будут учтены.
Андрей Шимкив, председатель Законодательного собрания Новосибирской области:
- В вопросе строительства моста нет политической подоплеки. Депутатов волнует только экономика. Я одним из первых задал вопрос об этом на заседании правительства. Считаю, что мы не можем себе позволить загонять будущие поколения новосибирцев в долги. Мне пока сложно поверить в то, что владельцы легковых автомобилей будут платить за проезд. Никто не спорит о том, нужен мост или нет. Но с точки зрения экономики нужно более тщательно подходить к проработке масштабных проектов.