Абдулатипов: Ушло время, когда чиновники управляли текучкой

I. Переход к системе проектного управления

В ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации в 2015 году Президент Российской Федерации В.В. Путин предложил создать на всех уровнях механизм сопровождения наиболее значимых идей и программ в целях их быстрого и эффективного осуществления. По мнению Президента Российской Федерации, "...этим мог бы заняться специальный проектный офис". Сказанное В.В. Путиным воплощается в жизнь. Создан и начал свою работу Совет по стратегическому развитию и приоритетным проектам. И как отметил В.В. Путин на первом заседании Совета: "Без проектного подхода нам сегодня не решить стоящие перед страной задачи, и нужно опираться на то, что мы имели раньше, нужно иметь в виду сегодняшнюю ситуацию и, конечно, наилучшие практики администрирования работы в сфере экономики и решения стоящих перед нами задач. Необходимо максимально сконцентрировать финансовые, административные, управленческие ресурсы, усилить ответственность за решение поставленных задач, увеличить отдачу от использования финансовых ресурсов".

С соответствующими установками Президента Российской Федерации В.В. Путина три года тому назад мы начали работу в Дагестане, который тогда был охвачен системным кризисом власти и общества. Мы стали тесно работать с командой Г.О. Грефа (Сбербанк России), привезли к ним всех членов Правительства республики, совместно с разработчиками была подготовлена комплексная программа реформирования всей системы государственного управления и экономики на основе принципов проектного управления. Необходимо было изменить культурную и экономическую среду общества, мировоззрение дагестанцев, и, прежде всего, чиновников. Без этого невозможно было всерьез заниматься модернизацией и инновациями.

Базовые условия проектного управления - открытость в работе. В республике с участием экспертов и институтов гражданского общества было проведено более 200 стратегических сессий. В результате - утверждены приоритетные проекты: "Эффективное государственное управление", "Безопасный Дагестан", "Новая индустриализация", "Предприниматель - опора Дагестана", "Привлечение федеральных инвестиций", "Антикоррупция", "Эффективное территориальное развитие", "Просвещенный Дагестан", "Бренд Нового Дагестана".

Но многие министры, главы районов и городов продолжали работать по-старому, занимаясь лишь текущими вопросами. Часть из них не справились с поставленными задачами и были вынуждены уйти. Приоритетные проекты заставили систематизировать работу органов власти и управления на всех уровнях и придать определенную динамику развития отраслям и территориям. По итогам первого года работы приоритетные проекты развития Республики Дагестан были переформатированы, по-новому были определены пошаговые меры по мобилизации органов власти и экономических структур на последовательные действия, нацеленные на вывод республики из кризисного состояния. Приоритетные проекты стали рычагами для осуществления масштабных преобразований на всех уровнях власти и общества, позволили в корне изменить жизнь республики, стиль управления и условия жизни людей. Шла ломка привычек власти и граждан работать только на себя, действуя вне правового поля. Изменение политической, культурной и предпринимательской среды стало главной целью реализации приоритетных проектов.

Приоритетное проектирование ставило еще и задачу приблизить власть и управление к нуждам и интересам людей, добиваясь прозрачности и управляемости за счет четкого распределения полномочий и персональной ответственности, измерения промежуточных и конечных результатов. Постепенно методы проектного управления становились все более привлекательными и для бизнеса и для органов власти. Однако на начальном этапе внедрение проектного управления во всех территориях и отраслях развития Дагестана осуществлялось тяжело, и мы пришли к необходимости создания в министерствах и ведомствах, в администрациях муниципальных органов "проектных офисов". В результате их деятельности приоритетные проекты стали лучше адаптироваться к отраслям и к местным условиям, играя роль своего рода "навигаторов", показывая, куда и в каком направлении следует двигаться. Для обеспечения межведомственного взаимодействия в системе проектного управления мы применили комплексный подход. И вместо привычных отраслевых управлений администрации главы и правительства было создано крупное Организационно-проектное управление, которое стало "штабом" перспективного планирования и проектного управления.

II. Объекты и уровни проектного управления

Планирование в органах исполнительной власти республики основывается на системе, состоящей из элементов: "стратегия социально-экономического развития региона" - "приоритетные проекты" - "мероприятия". Благодаря приоритетным проектам мы дали понять, что ушло время, когда чиновники были заняты поручениями и управляли текучкой. Каждый приоритетный проект направлен на достижение соответствующего показателя государственной программы, что одновременно коррелируется с показателями Стратегии социально-экономического развития региона. Таким образом, налаживается иерархия планирования: "Стратегия" - "государственная программа" - "портфель проектов" - "проект" - "мероприятие".

III. Проектное управление и проектная деятельность

Управление проектом - это применение системы инструментов проектного управления для достижения поставленных целей и получения планируемых результатов проекта.

Внедрение метода проектного управления, охватывающего основные отрасли развития и территории, позволяет обеспечить максимальную эффективность постановки задач управления преобразованиями по выводу республики, экономики и общества из "турбулентного" состояния. Технологии проектного управления позволяют обеспечить межфункциональное взаимодействие между всеми органами государственного управления, между властью, бизнесом и местными сообществами.

Ушло время, когда чиновники были заняты поручениями и управляли текучкой

Управление проектами в конкретных отраслях и территориях выполняется на системной основе. В результате совершенствуются не только процессы, но и люди - формируется качественно новая система управления и даже новый тип государственных и муниципальных служащих - сотрудников с проектным мышлением, людей, способных генерировать новые идеи, привлекать необходимые ресурсы, намечать и осуществлять план действий для достижения конкретного результата. Исходя из поставленных задач в регионе разработан и внедряется соответствующий инструментарий проектного управления, выстраиваются коммуникации и новые формы организации труда, создаются кадровые, организационные и технологические центры по обеспечению проектного управления.

Особое место в приоритетных проектах занимает блок гуманитарных вопросов - проект "Человеческий капитал", который в целом ориентирован на культурно-образовательное и информационное обеспечение проектов. В этих целях в каждом районе (городе) созданы и работают Центры традиционной культуры народов России. Запущены и действуют также механизмы "обратной связи", тем самым осуществляется постоянное информирование населения о целях и задачах реализуемых проектов, формируя таким образом благоприятную среду для проектной деятельности.

Управление конечным результатом

Эффективность и результативность проектного управления в Республике Дагестан можно рассматривать с трех позиций: для общества, для бизнеса и для республиканских и местных органов исполнительной власти.

Проектное управление ориентировано на повышение качества предоставляемых населению государственных услуг в разных сферах (образовании, здравоохранении, культуре, социальной защите, физической культуре и т.д.), оказывает положительное влияние на инвестиционную открытость и на качество формирования инвестиционного климата региона.

В результате такой работы по оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти Правительство Российской Федерации по итогам 2014 года определило Республике Дагестан 17-е место среди регионов страны (2012 г. - 56-е место). И самое важное, наметилась позитивная динамика по темпам промышленного и агропромышленного развития Республики Дагестан. Меняется политическая, культурная и предпринимательская среда на местах. Довольно продолжительное время Дагестан считался коррумпированным и криминальным регионом, теперь же уровень общей преступности в республике в три раза ниже, чем в среднем по стране. Снижается дотационная зависимость республики, местных сообществ. Более двух лет Дагестан живет без террористических актов. Сегодня в республике ставится задача перехода от позитивной динамики к устойчивому развитию. Актуальными еще остаются задачи выведения экономики из "тени". Идет разработка системных подходов для наращивания налоговой базы, что определено в приоритетном проекте "Обеление экономики", прежде всего за счет коренного улучшения качества взаимодействия между республиканскими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, Федеральной налоговой службой, Росреестром и Кадастровой палатой, правоохранительными органами.

Применение методов проектного управления обеспечило проведение серьезных и достаточно результативных мероприятий по оптимизации и повышению эффективности бюджетных расходов. В течение только 2015 года удалось сократить бюджетные расходы на общую сумму более 3,1 млрд рублей. Такие же задачи и ставятся на 2016 год.

Особое внимание мы уделяем разработке и реализации проекта "Человеческий капитал", который с точки зрения эффективности применения методов проектного управления можно отнести к наиболее успешным. Несмотря на сложность и разноплановость решаемых задач, руководство проекта сумело за три года сформировать эффективную команду проекта, обеспечить управляемость многими направлениями совершенствования гуманитарной сферы Дагестана. Проект обеспечивает решение задачи формирования комфортной социально-культурной среды проживания и работы для жителей республики. Речь идет о реализации комплекса социальных, общественно-политических и социокультурных программ по достойному обустройству жизненного пространства дагестанцев. В 2012-2013 годах в Дагестане были самые грязные ЕГЭ, а по итогам их проведения в 2014-2015 годах Дагестан - среди лучших регионов страны (оценка Рособрнадзора России). Во всех районах и городах на месте разрушенных и замшелых по содержанию деятельности Домов культуры созданы и работают Центры традиционной культуры народов России. Обеспечивается активное участие в разработке реализации проекта "Человеческий капитал" органов власти всех уровней, общественных, культурных, образовательных, молодежных и научных организаций.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина, в 2015 году прошли юбилейные мероприятия по празднованию 2000-летия Дербента, что стало наглядным показателем способности органов власти и общества Республики Дагестан решать масштабные задачи, в том числе на Всероссийском и международном уровнях. Юбилейные мероприятия прошли в Москве и в Париже (ЮНЕСКО).

Таким образом, переход к модели проектного управления в организации работы всех сфер жизни и деятельности региона позволил за три года восстановить управляемость в республике, укрепить и обновить органы власти всех уровней, обеспечить позитивную динамику развития экономики, усилить социальную и духовную поддержку населения, сформировать работоспособную команду с общими для всех приоритетными целями и задачами, команду, способную обеспечить безопасность и благополучие дагестанцев - граждан Российской Федерации, стабильное и устойчивое развитие Республики Дагестан.