21.07.2016 23:00
    Поделиться

    Седов: Храм Бэла в Пальмире не подлежит реставрации

    "Тот, кто это сделал, либо консультировался с учеными, либо читал книги: знал, что нужно разрушить, чтобы причинить наибольшую боль", - так оценил действия террористов, взорвавших Пальмиру, директор Государственного музея Востока Александр Седов. Отчет экспедиции в древний город, которую он возглавлял, недавно передали в ЮНЕСКО. Согласно ему культурный слой на большей части территории не имеет следов повреждения, однако наиболее знаковые объекты архитектурно-археологического наследия все же были преднамеренно разрушены. Особенно пострадали храм Бэла и Триумфальная арка.

    - Сомневаюсь, что храм Бэла подлежит реставрации, речь может идти только о воссоздании, - вынес свой печальный вердикт Александр Седов. - Такая же ситуация с большей частью гробниц. А вот храм Баалшамина, по предварительной оценке, можно восстановить.

    Из каких материалов и как это будет делаться - это компетенция ЮНЕСКО и сирийских реставраторов, у которых, подчеркнул директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, "гораздо больший опыт в воссоздании древних городов, чем у нас, мы имеем дело с профессионалами". Опасения, что в итоге появится очередной "новодел" мирового значения, попытался развеять и Чрезвычайный и Полномочный Посол Сирийской Арабской Республики в России Рияд Хаддад: никакого нового строительства в Пальмире не будет.

    Никакого "новодела" в Пальмире не будет

    Когда восстановят? По мнению первого замминистра культуры России Владимира Аристархова, восстановление Пальмиры должно стать международным проектом. Все зависит в первую очередь от военной ситуации, а во вторую - от действий ЮНЕСКО, которая "соберет необходимые взносы участников проекта". "Ход за ЮНЕСКО", - заключил замминистра. К слову, помимо объективных причин, тормозящих начало работ, есть, как считают эксперты, и политические. "В первую экспедицию в Пальмиру мы пригласили ведущих мировых ученых. Но получили прямой отказ, - поделился Владимир Аристархов. - Правительства запретили им ехать, не желая сотрудничать с Россией и Сирией". Однако шаги по координации научных усилий, как рассказал Михаил Пиотровский, все же предпринимаются. В частности, на "Петербургском диалоге" обсудили "дорожную карту" совместной работы с германскими специалистами в рамках комиссии ЮНЕСКО, включая создание базы данных и мониторинга "черного" рынка древностей:

    - Пальмира тяжело ранена, но жива. То, что сейчас там будет происходить, новый этап в реставрации с использованием новейших технических средств, что называется виртуальная археология: съемка со спутников и 3d-реконструкции.

    Сколько же понадобится времени, чтобы привести Пальмиру в порядок? Конкретные сроки реставрации присутствующие назвать затруднились. Разборка завалов на одном из объектов, к примеру, в храме Баалшамина может занять от четырех до шести месяцев, от восьми месяцев до года - восстановление. Но там погибло и внутреннее убранство.

    - Степень утраты рельефов до разборки завалов определить невозможно, - объяснил Александр Седов. - Поэтому не ясно, сколько времени потребуется современным мастерам, чтобы все восстановить.

    Поделиться