Показательный случай - авария, в которую попали 12 детей. Они ехали в Барнаул на спортивные соревнования по плаванию. В ходе расследования выяснилось, что организаторы поездки не очень хорошо выполнили обязанности: они лишь устно договорились с водителем о путешествии, хотя надо было заключить договор фрахтования.
Эти и другие требования прописаны в правилах по перевозке детей, которые действуют в России уже более двух лет. Среди других норм - к водителю не должно быть серьезных претензий со стороны ГИБДД, транспортное средство не может быть старше десяти лет, в автобусе необходим тахограф и спутниковая аппаратура навигации ГЛОНАСС. В правилах также уточняется, что нужно оговорить маршрут, количество, возраст детей и число сопровождающих. Организаторы зачастую игнорируют все эти пункты, ориентируясь лишь на низкую стоимость поездки.
Схем незаконной перевозки детей может быть несколько, говорит главный редактор журнала "Транспортная безопасность и технологии" Сергей Груздь. Первая, когда школа или лицей заказывают трансфер, но не обозначают, что для перевозки учащихся.
Вторая - когда просят одного из родителей, у которого есть микроавтобус, перевести ребят. Наказать его за незаконную предпринимательскую деятельность нельзя, говорит эксперт. Третья - когда водитель просто решил подработать. Это особенно опасно, потому что никто не проверяет "послужной список" его нарушений. Например, шофер, который вез детей в Барнаул, нарушал правила движения 126 раз, начиная с 2013 года.
Этот пример отражает ту картинку, которая сложилась с перевозками детей к местам проведения спортивных мероприятий, отдыха, на экскурсии. "Это доказывают, что еще есть лазейки, которые позволяют нарушать правила", - говорит Груздь.
В Ространснадзоре тоже так считают. Там выступают за то, что наказывать нужно не только водителей, которые берутся за перевозку, но и тех, кто ее заказывает.
С начала лета начали действовать поправки, внесенные в Кодекс об административных правонарушениях. Они позволяют штрафовать за нарушение требований к перевозке детей. Нарушениями при перевозке организованных групп детей на автобусах считается отсутствие договора фрахтования, программы маршрута, списка детей и сопровождающих их взрослых. За такие нарушения должностные лица заплатят 25 тысяч рублей, компании - 100 тысяч рублей. С водителя же возьмут штраф в три тысячи рублей. В Ространснадзоре считают, что эту ответственность надо распространить и на организаторов перевозки детей.