До конца года поликлиники пройдут независимую оценку пациентов

Как часто вы вызываете "скорую помощь"? Удалось ли вам дозвониться по "03" с первого раза? Сколько времени пришлось ждать бригаду? Это лишь некоторые из вопросов интерактивной анкеты, размещенной на официальном сайте Министерства здравоохранения России. Заполнить ее может любой желающий.

"Народное голосование" должно показать, что мы в массе своей думаем о качестве нашей медицины. Проект начался с онлайн-анкетирования по работе поликлиник и больниц, теперь к нему присоединился опрос по "скорой", а в дальнейшем можно будет оценить работу роддомов, станций переливания крови.

"Безусловно, не каждый может определить профессиональную компетенцию врача, который его осматривает. Но любой человек может оценить условия оказания медицинской помощи", - поясняет заместитель министра здравоохранения Татьяна Яковлева. Тем не менее даже те "внешние" признаки работы медиков, которые оценивают пациенты, обычно говорят о многом. В поликлинике чисто, нет путаницы при записи на прием, а для ожидающих в очереди установлено достаточное количество кресел? Регистратор приветлив и "не футболит", а пытается решить проблему пациента? Врач внимателен, готов выслушать и объяснить свои назначения? Согласитесь, мы все мечтаем лечиться в таких условиях.

Чтобы "народное голосование" было объективным, в минздраве разработали критерии оценки для обычных пациентов-неспециалистов. Их, собственно, пять: открытость и доступность информации о медорганизации; комфортность и доступность медуслуг; время ожидания; доброжелательность и компетентность врачей и другого персонала и, как итоговый, - удовлетворенность пациента.

Важно, что анкеты не улетают в "черную дыру": ответы всех пациентов суммируются, и каждое из медучреждений получает рейтинговую оценку. Эта информация не для "внутреннего пользования", она доступна на сайтах региональных департаментов здравоохранения. "Положительную оценку с учетом всех критериев получают медорганизации, если каждый из показателей хорошо оценивает более 70% участников опроса, - пояснили "РГ" в минздраве. - Максимальная сумма баллов для поликлиник - 73, для больниц - 75".

Если по работе "скорой помощи" (голосование началось в июле) заполнено пока только несколько десятков анкет, то по поликлиникам и стационарам счет идет уже на десятки тысяч. Следовательно, можно говорить об объективной картине их работы. Зайдя, к примеру, на сайт департамента здравоохранения столицы, можно увидеть, что какие-то учреждения москвичи оценивают почти по максимуму, но есть и такие, которые едва-едва набрали несколько баллов.

"Такая обратная связь очень важна, - заявил "РГ" директор НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента Давид Мелик-Гусейнов. - Понятно, что не имеющие медицинских знаний граждане вряд ли смогут объективно оценить качественную сторону лечения - точность диагностики, правильность выбранной врачом тактики терапии. Поэтому упор в опросе сделан на деонтологию - нравственную сторону оказания помощи. Но и это направление крайне важно. Пациент имеет полное право не лечиться "вслепую", а получить от врача полные данные о состоянии своего здоровья о схеме предстоящего лечения. Опросы показывают, что чаще всего неудовлетворенность пациента результатами лечения напрямую зависит от того, как врачи с ним общались, насколько были внимательны и открыты к общению".

Пока количество "народных" баллов не сказывается напрямую на финансировании учреждения. Хотя при поощрении руководителей рейтинг может учитываться. Но пациенты уже получили дополнительный источник информации: они заранее могут узнать, на что рассчитывать, обращаясь в ту или иную поликлинику или больницу.