Такой пример и образец: в спорте нет места политическим интригам и идейным предрассудкам, а есть лишь человек, который победил или проиграл. Но это - если до стадиона допустят. На фоне сегодняшних политических игр вокруг Олимпиады в фильме открываются новые смыслы, о которых режиссер и не думал. Хопкинс осторожен и безобиден до невозможности: от этой гладкости и драма в фильме кажется лишь поводом для пафоса.
Трудное детство, путь через тернии - все это Оуэнс проходит у зрителя на глазах. Всем ясно: растет звезда грядущих Олимпийских игр в гитлеровской Германии. Но ехать или не ехать в Германию? Оуэнс, привыкший к расовой дискриминации в своей стране, решает ехать, чтобы посрамить "истинных арийцев". Но и потом, вернувшись в Штаты с победой, будет по-прежнему чувствовать себя человеком с "неправильным" цветом кожи.
Ехать или бойкотировать - думали и чиновники из американского Олимпийского комитета во главе с персонажем Уильяма Хёрта . Противник бойкота Брендедж (симпатичный режиссеру персонаж, которого играет Джереми Айронс) на переговорах в Берлине торгуется с Геббельсом (неприятный режиссеру герой Барнаби Мечурата) за контракт на строительство нового здания посольства Германии - проталкивать германские интересы в США. Все это некрасиво, но завуалированно, и в конце концов спортивные чиновники в Америке голосуют за поездку в Берлин. (Тут трудно не вспомнить: речь о том самом Олимпийском комитете США, что в наши дни призывает не пускать российскую сборную в Рио).
Порадует глаз зрителя красавица Кэрис ван Хаутен, исполнившая роль немецкого кинорежиссера Лени Рифеншталь, снимавшую триумф темнокожего спортсмена. Любимица фюрера перечит фашистскому руководству - ради искусства. Прокатчики перевели название фильма Race как "Силу воли", явно напоминая о фильме "Триумф воли" Лени Рифеншталь. Что они имели в виду - мысли у зрителя, сколько-нибудь знающего историю, могут быть самые разные. И опять не факт, что совпадут с задумкой режиссера.
У режиссера вышел клишированный фильм, патриотический блокбастер. Кажется, что во всех смысловых точках автор картины упрощает и сглаживает сюжетную линию, делая фильм донельзя прозрачным. Суровый малоразговорчивый отец. Мать, купившая на последние деньги пиджак сыну. Красавцы-футболисты, травящие чернокожих. Благородный, но пьющий тренер (Джейсон Судейкис), мотивирующий Оуэнса самыми банальными призывами. Дети и жена-парикмахер. Мимолетный роман на стороне, но Оуэнс и тут быстро исправился.
Главная проблема "Силы воли" в том, что о судьбе Джесси Оуэнса сказать можно многое, а о фильме вряд ли. Разве что поговорить о нем на кухне, обсуждая нынешний скандал вокруг запрета россиянам выступать на Олимпийских играх. Спорт и политика - две вещи несовместные? Ну да, ну да, конечно.