Новости

25.07.2016 12:21
Рубрика: Культура
Проект: В регионах

Под Калугой закопали Gelandewagen

Текст: Владимир Петров (Калуга)
Тема убежища стала главной на 11 Международном фестивале "Архстояние" в арт-парке Никола-Ленивец. Девять концептуальных вариантов убежищ были представлены в течение трех фестивальных дней. По словам художественного руководителя фестиваля Николая Полисского, убежище найти трудно, если возможно вообще. Однако, утверждает он, искать его все-таки надо. И Никола-Ленивец - вполне подходящее для этого место.
 Фото: Владимир Петров/РГ  Фото: Владимир Петров/РГ
Фото: Владимир Петров/РГ

- Тема подсказана самой жизнью, - рассказал куратор фестиваля архитектор Антон Кочуркин. - Мы два года уже захвачены этой темой, и обстановка к этому подталкивала. События, время и обстоятельства позволили реализовать ее только теперь.

Таким образом, говорят организаторы фестиваля, реинтерпретирован первоначальный замысел арт-парка: художники приезжали в тихое место, отгороженное от цивилизации лесами и далями, чтобы найти успокоение, гармонию и идеи для творчества. Сейчас Никола-Ленивец - огромный парк, который посещают десятки тысяч туристов, однако поиск внутренней гармонии не отменяется.

Еще одно обстоятельство, заставившее реализовать тему убежища, - отсутствие у фестиваля попечителей, сетует Кочуркин. Приходится выживать, и в условиях выживания удается сооружать грандиозные объекты. Впрочем, создателя парка Николая Полисского это обстоятельство, похоже, больше радует, чем огорчает.

Напомним, что два года назад фестиваль лишился крупного спонсора, что заставило искать разные способы поддержки, в том числе сделать элементом подготовки к "Архстоянию" методику краутфандинга. Так построили башню под названием  "Ленивый зиккурат" и отреставрировали знаковое сооружение - "Ротонду".

Путь к убежищам пролегает от "Белых ворот" Николая Полисского. Они напоминают его знаменитую арку в Перми, но сооружены не из бревен, как в столице Пермского края, а из более подготовленного к строительству материала. Художник назвал их порталом, из которого можно проникнуть в разные пространства и измерения.

Одним из самых популярных в фестивальной программе стал закопанный в землю Gelandewagen 500.

- Именно в этой машине я чувствую себя уверенно и защищено, а если закопать в землю, получится настоящий бункер, - рассказал об идее своего убежища архитектор Валерий Лизунов.

Впрочем, большинство авторов фестиваля воздержались от столь дорогих проектов. В противовес "Убежищу G 500" художник Павел Суслов, например, построил "Дом бомжа". Гораздо более дешевый, но от этого не менее функциональный. Здесь живописец разместил свою мастерскую. Здесь же он и живет, обустроил спальню и кухню. Дом представляет собой голову человека, выглядывающую из земли. "Лицо" художник разрисовал пейзажами, написанными в Никола-Ленивце и отражающими его представления об этом месте.

Для архитектурного бюро Wowhouse концептуальным убежищем стал мост, сокращающий расстояния между пространствами парка и пролегший через заболоченный ручей, где раньше обитали только бобры. Мост, как и голова "Дома бомжа", функционален. Но в отличие от персонального убежища художника, он - для всех. Сокращает дорогу из разных секторов парка, дает возможность их осваивать.

Функциональность с прошлого года вообще стала принципом обитателей Никола-Ленивца. Это все та же нехватка средств. Десятое "Архстояние" сосредоточилось на преобразовании жизни в центральной усадьбе парка - деревне Звизжи. Художник вовлекли тогда в реконструкцию заброшенных сельских сооружений самих жителей. Не только дали взглянуть на родное место другими глазами и преобразить его, но и позволили заработать во время фестиваля.

Есть и более экзотичные "убежища". Например, "Обитаемое вещество". Сооруженное из труб и пластиковых бутылок, оно являет собой пример экологичности, считают его авторы Дмитрий и Елена Каварга. Уж лучше пусть будет дом, произведение искусства, а не свалка неуничтожимых отходов.

Культура Арт Филиалы РГ Центральная Россия ЦФО Калужская область Россия. Это надо видеть
Добавьте RG.RU 
в избранные источники