В записях Леонардо да Винчи нашли загадочные чертежи

В записных книжках Леонардо да Винчи обнаружены чертежи и описание ранее неизвестного эксперимента по изучению силы трения, сообщается на официальном сайте Кембриджского университета.

Открытие совершил профессор Иэн Хатчингс, обнаруживший чертежи на страницах весьма известных записных книжек. В частности, одна из них, размером всего 92 х 63 мм, хранится в Лондонском музее Виктории и Альберта. Она датирована 1493 годом. Записи Леонардо вел в ней в характерном для себя стиле "зеркального письма", то есть справа налево.

Внимание профессора Хатчингса привлек рисунок пожилой женщины, под которым находится надпись "cosa bella mortal passa e non dura" (красота смертных быстротечна и проходит). Ранее ученые считали, что это обычный набросок портрета, не имеющий большого значения. Некоторые выдвигали версию о том, что на рисунке изображена постаревшая Елена Троянская.

При этом никто почему-то не изучал соседние наброски и надписи, выполненные красным грифелем. Хатчингс исправил эту ошибку. Проанализировав рисунки, он пришел к выводу, что Леонардо да Винчи набросал эскизы механизмов для изучения силы трения и, вероятно, впоследствии провел по ним эксперименты. На рисунках изображены блоки с противовесом на шкиве.

Рядом имеется запись: "la confregazione si fa di duplicata fatica in duplicato peso" (трение удваивает усилие для удвоенного веса). Описанный Леонардо да Винчи эксперимент мог бы провести и современный преподаватель, чтобы продемонстрировать студентам законы трения.

"Эскизы и надписи свидетельствуют о том, что Леонардо понял основы трения еще в 1493 году, - считает Иэн Хатчингс. - Он уже тогда знал о законах трения, которыми мы пользуемся сейчас и которые были открыты лишь спустя 200 лет после него французским ученым Амонтоном".

Профессор считает, что законы трения на самом деле открыл да Винчи, однако его работы остались неизвестны и не оказали влияния на развитие науки в последующие столетия. Амонтон, по его словам, о трудах великого предшественника ничего не знал. К слову, с полным отчетом о работе Хатчингса можно ознакомиться в свежем номере журнала Wear.