Руководитель экспедиции Андрей Таранов рассказал корреспонденту "РГ", что самолет с бортовым номером 4057 лежал неподалеку от берега на глубине пять-шесть метров. Уже установлено, что 8 ноября 1943 года, когда штурмовик ушел на свое, как оказалось, последнее задание, его пилотировал Юсуп Акаев. В экипаж также входил воздушный стрелок Слепцов. Обоих в районе падения Ила потом подобрал торпедный катер Черноморского флота.
Акаев попал на фронт в 1943-м, боевое крещение принял под Новороссийском, затем сражался на Балтике. В июле 1944 года он уже командовал эскадрильей, совершил 104 боевых вылета, уничтожил 18 кораблей, 3 паровоза, 11 танков, 72 автомашины, 4 самолета, 5 торпедных катеров и другую технику противника. 19 августа 1944 года отважному летчику присвоили звание Героя Советского Союза.
После окончания войны Акаев еще три года служил в морской авиации. Вскоре после отставки он умер. Герою было всего 27 лет. В память о его подвигах на родине летчика-фронтовика установили памятник - он находится около Буйнакского педагогического училища. Имя героя носит школа N 7 в Кизилюрте.
Вот такой замечательный человек летал во время войны на штурмовике Ил-2, который поисковики минобороны подняли в Керченском проливе. Руководитель экспедиции Андрей Таранов сказал корреспонденту "РГ" по телефону, что что операция прошла успешно и достаточно быстро - с помощью специального крана самолет извлекли из воды за нескольких часов.
Известно, что за последние два года в ходе поисковых экспедиций в Черном море обнаружили и подняли со дна четыре советских штурмовика Ил-2, аналогичных тому, на котором летал экипаж Юсупа Акаева. Более того, поисковикам удалось установить имена всех членов экипажей этих погибших самолетов.
Что же касается поднятой в Керченском проливе машины Юсупа Акаева, то, по словам Таранова, если это будет возможно, ее реставрируют и затем поместят в музей.