26.07.2016 09:29
    Поделиться

    В вузах ЦФО изменят методику подготовки специалистов

    Почему в вузах ЦФО надо менять методику подготовки специалистов
    Развитие технологий вынуждает общество искать ответы на новые вызовы. Не стала исключением и сфера высшего образования. Методика подготовки специалистов изменяется ежегодно. О том, какие требования предъявляет время к педагогам и студентам, корреспонденту "РГ" рассказала руководитель школы "Профессионалы будущего" при Орловском госуниверситете, магистр бизнес-администрирования Светлана Прохазко.

    Светлана Николаевна, разве эффективному управлению можно научить в школе?

    Светлана Прохазко: У нас не просто школа. Она была создана в 2009 году. Поначалу называлась "Школа практического менеджмента", а недавно мы провели ребрендинг. Главная проблема бизнеса - кадры. Руководители орловских предприятий решили подготовиться к кадровому кризису в сфере управления. На добровольных началах вот уже шесть лет они делятся со студентами технологиями ведения бизнеса, мотивируют и вдохновляют. Ребята получают подтверждение тому, что все возможно, если в дело вкладываешь душу. А мы идем в школы и вузы для поиска желающих получить работу своей мечты. Наш труд напоминает труд ювелира по огранке алмазов, но бриллианты получаются не всегда.

    В чем же причина?

    Светлана Прохазко: Прежде всего, это наличие у молодых людей потребительских жизненных принципов, лень, отсутствие воли и веры в себя. А еще - дефицит навыков для развития управленческих способностей. Тех, кто собирается стать предпринимателем, десятки. Но кто готов на стажировки и выбирает для начала карьеры технологические стартапы - единицы. Большинство отдают предпочтение госслужбе и госмонополиям, а если не повезет - работе в корпоративном офисе. Система образования фактически производит клерков.

    Но со стороны все выглядит иначе…

    Светлана Прохазко: Высшее образование сейчас в моде. Диплом воспринимается как гарант получения работы. Однако для бизнеса более ценными являются личностные навыки. Мы, например, делаем написание дипломной работы ключевой компетенцией выпускника, благодаря которой он становится интересен работодателю на первых порах и получает приглашение. Заниматься профессией надо уже со второго курса. Университеты вообще воспринимаются обществом как площадки для инноваций. Поэтому надо стимулировать творческий подход в обучении и готовность идти на риск.

    Чтобы оставаться успешными, университеты должны становиться партнерами. Им также необходимо наладить связь со школой и работодателями, и это самая большая инновация на сегодня.

    Но это еще и большая проблема?

    Светлана Прохазко: Многие компании собирают данные о потребностях и предпочтениях клиентов. Аналогичный подход может применяться в обучении. Благодаря анализу данных университеты смогут выявлять закономерности в мотивации студентов при поступлении, прохождении курсов, инновационном подходе к процессу образования преподавателей, потребности работодателей в специалистах, выстраивать индивидуальные образовательные траектории для перспективных ребят и заниматься их трудоустройством.

    Образовательные курсы становятся все популярнее, а пройти их можно даже в Сети. Насколько они эффективны?

    Светлана Прохазко: Это тоже одна из современных тенденций. При этом под "открытостью" понимается не только бесплатность и доступность образовательных курсов для пользователя Интернета, но и отсутствие ограничений в их использовании. "Экспертность" преподавателя зачастую определяется степенью его публичности и мастерством участия в полемике. Поэтому сочетание новых и традиционных форматов привело к развитию модели "смешанного обучения". Она подразумевает обучение студентов по онлайн-курсам, а в аудитории разбираются практические аспекты.

    То есть постепенно изменяется формат обучения?

    Светлана Прохазко: Да, причем процесс сопровождается перепланировкой учебных помещений. Многие отходят от традиционных аудиторий, делая выбор в пользу открытых пространств, аудиторий для командной работы и мультимедийных пространств, обеспечивающих удаленную коммуникацию. Университеты открывают кафедры, объединяющие научные отраслевые разработки и информационные технологии. Идет внедрение технологий, формирующих умение мыслить вне рамок и правил, способность выпускников реагировать на неожиданные обстоятельства, умение познавать и продвигать себя, свои идеи и продукты.

    Поскольку образование из ценности превращается в услугу, то и оценивать его надо по законам маркетинга

    С какими навыками проще найти работу?

    Светлана Прохазко: Ни школа, ни вуз, ни государство не несут ответственности за трудоустройство молодежи, предоставляя ей свободу выбора. Отпускают в свободное плавание людей, не всегда понимающих, куда надо плыть. Вот и появляются псевдоконсультанты, навязывающие выбор профессии абитуриентам без побуждения их самих разобраться в себе. Кем и где работать, каждый должен решить для себя сам. Если ты не имеешь собственных планов, то попадаешь в планы других, более предприимчивых людей, и не всегда ваши интересы будут совпадать. Увы, новые концепции пока не превратились в массовую практику. Между идеями и тем, что происходит в аудитории, по-прежнему зияет пропасть.

    Что же мешает внедрению новых технологий?

    Светлана Прохазко: Одна из проблем создана оценкой вузов по показателям эффективности и результативности, разработанным чиновниками. Исследования показывают, что в 2016 году 4,8 миллиона молодых специалистов выйдут на рынок труда и 25 процентов из них не смогут найти работу по специальности. В действительности процент выше, но он корректно нигде не учитывается. Более трети работодателей считают качество образования молодых специалистов неудовлетворительным. О какой эффективности и результативности можно говорить, если получаем то, что мотивируем?

    Как же тогда оценивать эффективность обучения?

    Светлана Прохазко: По результатам выпускников: одна очередь из абитуриентов стоит на входе в образовательное учреждение, другая - из работодателей - на выходе. Плюс счастливые лица родителей, инвестирующих в обучение детей. Но кто сейчас их спрашивает об удовлетворенности как клиентов? Видимо, раз образование из ценности превращается в услугу, то и оценивать его надо по законам маркетинга.

    Этим список проблем не исчерпывается?

    Светлана Прохазко: Недавно появилась потребность у 30-40-летних предпринимателей в оценке своего бизнеса: продать его или инвестировать дальше? Часто причина кроется в работе команды и нежелании своевременно принимать управленческие решения, что приводит к кризису. Другая проблема связана с цифровой грамотностью. Невозможно ее развивать, не перестроив аудитории. Важно учитывать различия в цифровой грамотности самих преподавателей. Сначала надо определить, какими технологиями они пользуются, потом - наметить зоны роста.

    Более сложной проблемой является персонализированное обучение. Его цель - дать студентам возможность самостоятельно выбирать траекторию обучения в соответствии с интересами, потребностями и опытом. Однако системы долгосрочной помощи молодому поколению в самореализации в карьере пока нет.

    Почему? Нет спроса?

    Светлана Прохазко: Спрос растет, но остается неудовлетворенным из-за отсутствия инструментов эффективной персонализации обучения. Не хватает и исследований на эту тему. Но главное - отсутствие желания у людей работать над собой в профессии, нет идеологии оттачивания мастерства. В университете студента обучают в системе универсалов. Он становится специалистом широкого профиля, неспособным продвигать себя.

    Еще одна проблема, решение которой пока не найдено, связана с обучением комплексному мышлению. К обязательным "мыслительным" компетенциям будущего относят умение анализировать, строить сложные структуры и визуализировать данные. Востребованным становится наличие эмоционального интеллекта, благодаря которому можно успешно выстраивать партнерские отношения. Но во многих учебных заведениях отсутствует даже обратная связь "студент - преподаватель".

    Все чаще говорят о будущем интернет-образования. Не вытеснит ли оно традиционные вузы?

    Светлана Прохазко: Многие опасаются, что дипломы утратят привлекательность. Уже сейчас работодатель интересуется, что умеет делать соискатель, в каких проектах он участвовал, чего достиг, как планирует развиваться, почему пришел именно к нему. Его интересует то, чего не увидишь в дипломе и что не опишешь в резюме. Поэтому конкуренцию формальной и неформальной моделей образования тоже можно отнести к числу сложнейших проблем.
     

    Поделиться