На Вятке отменят льготы для инвесторов

Власти Кировской области приступили к созданию программы оздоровления региональных финансов, рассчитанной на три года. В частности, предлагается отменить льготы инвесторам, эффективность которых в регионе признана крайне низкой.

По словам министра финансов региона Елены Ковалевой, предложенные пункты программы предусматривают пять основных направлений: развитие экономического потенциала, оптимизация налоговых преференций, увеличение налогооблагаемой базы, повышение собираемости и администрирования поступлений в казну, а также эффективное использование государственного имущества.

- Мы несем значительные затраты по избыточному имущественному комплексу. По таким объектам необходимы решения: либо законсервировать, либо списать, - говорит главный финансист области. - Для этого нужно повысить взаимодействие между министерством госимущества и профильными органами власти, на балансе которых числится неиспользуемое имущество. Также необходимо провести инвентаризацию сдаваемых в аренду активов, особенно высоколиквидных, и проанализировать поступления от них.

Сейчас, по данным регионального мингосимущества, в областной собственности находится около шести тысяч различных объектов. Но в какую сумму обходится содержание неиспользуемых, пока неизвестно. Данная информация "в стадии актуализации".

Также минфин предполагает обратить особое внимание на оптимизацию налоговых преференций. Например, ввести дополнительные условия при предоставлении господдержки, в частности сельхозпроизводителям и субъектам малого предпринимательства.

Первый шаг в этом направлении уже сделан - на последнем заседании регионального Законодательного собрания (ЗС) депутаты не стали принимать и вообще сняли с дальнейшего рассмотрения проект закона "О налоге на имущество организаций в Кировской области", который месяцем ранее приняли в первом чтении.

Законопроект предусматривал ужесточение критериев льготных налоговых ставок для частных инвесторов и вводил дополнительное условие - о заключении договора на предоставление преференции с уполномоченным органом исполнительной власти. Кроме того, в отношении сельхозпроизводителей, а также перерабатывающих предприятий, производящих мясные и молочные продукты, он предлагал ввести требования по отсутствию задолженности в бюджеты, своевременному и полному перечислению НДФЛ и по размеру среднемесячной зарплаты - по аналогии с другими льготными категориями. Но, как считают депутаты, в нынешней экономической ситуации документ уже в принципе не актуален.

- Нормальному бизнесу эти льготы пользы не принесут, - говорит депутат Виктор Женихов, - а бюджет получит убыток.

- Мы столько раздали льгот и столько получили выпадающих доходов в областном бюджете, что в случае принятия законопроекта можем недополучить в общей сложности 1,5 миллиарда рублей, - считает депутат Дмитрий Русских. - Поэтому надо не корректировать предыдущий закон, а просто приостановить его действие. Когда денег не хватает на социальные обязательства, давать льготы крупным компаниям - большая роскошь.

Как пояснили "РГ" в контрольно-счетной палате (КСП) региона, которая неоднократно проводила проверки по предоставлению льгот инвесторам, в среднем в последние три года бюджет недополучал за счет этого по 150 миллионов рублей. Исключение составил прошлый год, когда эта цифра выросла до 330 миллионов. Из них более 200 миллионов льгот получили энергетики в связи с модернизацией оборудования.

Однако, как показывает анализ, реальной отдачи от льгот практически нет. Например, в 2014 году (данные последней проверки КСП) выпадающие доходы бюджета в связи с пониженной ставкой налога на прибыль 16 инвесторам составили около 105 миллионов рублей, а прирост налоговых поступлений от них - только 66 миллионов. Это на 10 процентов меньше, чем в предыдущем году, что свидетельствует об отсутствии бюджетного эффекта. Похожая ситуация и с налогом на имущество. Там минуса нет, но рост поступлений от "льготных" инвесторов составил всего 0,2 процента, или 126,7 тысячи рублей.

Итогов проверки по результатам прошлого года еще нет, но, как показывают предварительные данные, цифры, скорее всего, будут похожие. Хотя и о полутора миллиардах потерянных бюджетных рублей на льготы инвесторам речи тоже не идет. Эта сумма получится, если сложить все льготы вообще, в том числе социальные, включая физических лиц.

Если говорить в целом о налогах, то в 2014 году их было собрано в бюджеты всех уровней 37,5 миллиарда рублей, в 2015-м - 41,9, а по предварительным прогнозам УФНС, в этом году цифра может составить около 41 миллиарда. Это примерно соответствует бюджету области на текущий год - 44 миллиарда рублей. При этом около 48 процентов - различные дотации из федерального бюджета.

О том, что ситуация в области близка к кризисной, говорят сразу две тенденции. Накануне на заседании комитета ЗС по промышленности, торговле и предпринимательству министр экономического развития Сергей Толстобров сообщил, что стратегия социально-экономического развития Кировской области будет переписана до конца года. Поскольку достижению показателей, заложенных в ранее принятом документе, помешал кризис.

- Посткризисное восстановление экономики происходило медленнее, чем запланировано в стратегии, - говорит он. - Динамика основных показателей социально-экономического развития области разнонаправленна. По ряду направлений они достигнуты, по ряду - нет.

Из трех возможных сценариев, которые могут лечь в основу скорректированного документа, чиновник предложил остановиться на инерционном. Хотя инновационный, который был в основе предыдущей стратегии, и инвестиционный тоже возможны при улучшении макроэконономической ситуации. Но тенденция скорее пока обратная.