Электронные сервисы стали фактором сдерживания коррупции

Как показывают последние социологические опросы, россияне ожидают снижения уровня коррупции в стране и верят в то, что ее можно искоренить.

Более того, на данный момент граждане даже не причисляют коррупцию к числу десяти самых острых проблем страны. Среди причин для оптимизма стоит выделить такое важное достижение современного общества, как перевод государственных услуг в электронный вид. Сегодня Интернет и электронные сервисы позволяют гражданам и представителям бизнес-сообщества как можно меньше контактировать с чиновниками разных уровней.

На мой взгляд, первый серьезный удар по коррупции был нанесен принятием в 2002 году Федеральной целевой программы "Электронная Россия". В 2011 году на смену этой программе пришла другая - "Информационное общество", рассчитанная до 2020 года. О результатах развития электронных сервисов можно судить по возрастающей популярности федеральных, областных и городских сайтов, предоставляющих госуслуги. На столичном портале уже зарегистрирована половина жителей Москвы, ежегодно он принимает десятки миллионов обращений граждан. Не сталкиваясь с чиновниками, через сайты госуслуг можно записать детей в образовательные учреждения, оплатить услуги ЖКХ, оформить размещение рекламных конструкций, подключиться к сетям водоснабжения, электрическим сетям и т. д.

Конечно, скептики могут сказать, что значительная часть населения, особенно пожилые люди, Интернетом пользоваться все еще побаиваются. Некоторые эксперты даже утверждают, что внедрение электронных услуг - далекое от жизни кабинетное решение. Однако статистика свидетельствует об обратном. Только с начала этого года аудитория Рунета выросла на 9% и составляет более 80 миллионов человек, в сеть ежедневно выходят свыше половины пользователей. Нельзя сбрасывать со счетов и работу многофункциональных центров предоставления госуслуг "Мои документы", которые есть абсолютно во всех регионах страны. Благодаря тому, что они подключены к единой автоматизированной информационной системе, взаимодействие с чиновниками, принимающими конкретные решения, также фактически сводится к "нулю".

Пример Росреестра, пожалуй, один из передовых, но не единственный

Если оценивать ведомственные сайты, то, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, самым удобным и востребованным сегодня является портал Росреестра. В 2015 году федеральная служба предоставила через Интернет порядка половины услуг (для сравнения в 2012 году - 20%), а к 2019 году планирует довести эту цифру до 70%. Как следствие, по показателю "регистрация собственности" в прошлом году ведомство вывело Россию на 8-е место престижного рейтинга Всемирного банка Doing Business из 189 стран. Через сайт Росреестра можно оперативно получить сведения об интересующем объекте недвижимости, подать документы на регистрацию прав и постановку на кадастровый учет собственного недвижимого имущества и получить выписку из реестра прав, а также при необходимости записаться на прием к специалистам службы.

Функционал портала должны были особенно оценить крупные предприниматели - владельцы большого количества недвижимости и земельных участков, в том числе расположенных в разных регионах страны. Они, как, впрочем, и все граждане, освобождены от необходимости посещения офисов Росреестра, поскольку могут воспользоваться электронными услугами ведомства в любом месте. Важно, что пользование интернет-сервисами службы примерно на треть сокращает гражданам стоимость регистрации прав.

Кроме того, услуги, предоставляемые Росреестром, постоянно совершенствуются, что влияет и на развитие электронных сервисов. Так, с 2017 года, с вступления в силу закона о Едином реестре недвижимости (ЕГРН), который объединит сведения из кадастра недвижимости и реестра прав, чтобы поставить собственность на кадастровый учет и получить на нее права, достаточно будет подать вместо двух одну заявку. Предоставление услуги займет не более 10 дней. Сегодня, напомню, на кадастровый учет уходит 5 дней, на регистрацию прав - 7 дней (законом в обоих случаях установлены десятидневные сроки).

Пример Росреестра, пожалуй, один из передовых, но не единственный. К числу наиболее популярных пользователи также относят сайты Пенсионного фонда и Федеральной налоговой службы. В целом, по результатам опроса, можно сделать вывод, что соотечественники уже оценили электронные сервисы и пользуются ими весьма активно. Еще несколько лет - и можно будет говорить, что дистанционные услуги прочно вошли в нашу жизнь. Тем более, что к 2020 году пользоваться Интернетом будут, предположительно, уже три четверти россиян.

Без всякого сомнения, пропорционально росту доли услуг, оказываемых государством в электронном виде, будет сокращаться и количество коррупционных проявлений. Ведь благодаря тому, что из взаимодействия между ведомствами и гражданами исключается человеческий фактор, работа государственных органов становится прозрачнее. Открытость - главное условие борьбы с коррупцией, в чем убеждаешься, когда видишь, как эту открытость демонстрируют сами чиновники.

К примеру, на портале Росреестра можно обратиться напрямую к главе службы Игорю Васильеву. Такая "обратная связь" позволяет не только гражданам быстро получать ответы на интересующие их вопросы, но и руководству ведомства оперативно реагировать на возникающие проблемы и решать их. Сегодня это особенно актуально в связи с внедрением онлайн-системы распределения бесплатных гектаров на Дальнем Востоке, оператором которой является тот же Росреестр. Сам проект стал возможен, в том числе благодаря запуску новой версии публичной кадастровой карты с улучшенной навигацией и более оперативно обновляемой информацией. Публичная карта - один из самых посещаемых Интернет-ресурсов ведомства, количество пользователей ежегодно увеличивается на 20-25%. Открытая форма диалога помогает совершенствовать законодательство, регулирующее сферу регистрации прав на недвижимость и сделок с ней. Так, служба принимала активное участие в подготовке закона о кадастровой оценке, передавшего функции оценщика от частных бюджетным организациям; выступила инициатором законопроекта о правовом статусе парковочных мест, позволяющего оформлять не долю в праве, а регистрировать право собственности на конкретный объект недвижимости.

Это не значит, конечно, что руководители ведомств в отсутствии электронных сервисов не замечали бы проблем, а законы не менялись. Просто выстроенные годами бюрократические барьеры продолжали бы тормозить развитие. Интернет же стал, если не панацеей, то серьезным фактором сдерживания "недобросовестных" чиновников. Поэтому дальнейшее развитие электронных услуг, в котором, к слову, активное участие принимают сами же госструктуры, ожидаемо будет способствовать и большему снижению уровня коррупции.