По его словам, боевики, прошедшие обкатку в вооруженных конфликтах в указанных странах, после возвращения в свои страны, становятся основными вербовщиками новых сторонников терроризма.
- Они активно проповедуют идеи джихада и ведут подпольную работу по подготовке и осуществлению терактов", - сказал Бортников, добавив, что в 2015 году в России были установлены почти 3 тысячи человек, подозреваемых в причастности к террористической деятельности в этих странах до приезда в Россию.
По словам директора ФСБ, опасность всплеска террористической активности в результате массового возвращения боевиков-террористов стоит для России, равно как и для большинства государств мира, в ряду наиболее острых проблем. Так "спящие ячейки", которые намеренно создаются далеко за пределами зон террористической активности, буквально оживают с притоком боевиков, проникающих в европейские государства в многочисленных миграционных потоках.
- Взрывной рост числа мигрантов с Ближнего Востока и Северной Африки резко ухудшает криминогенную и дестабилизирует социально-политическую обстановку во многих странах. Кроме того в значительной степени увеличивается масштаб оперативной работы для спецслужб, приходится работать в особом режиме, - подчеркнул Александр Бортников.
Он напомнил, что этим весьма действенно пользуются террористы, которые в 2015-2016 годах провели во Франции, Бельгии и Турции ряд терактов. Как отметил директор ФСБ, сегодня российские спецслужбы получают документально подтвержденные сведения о планах бандглаварей, скрывающихся на территории ряда стран Ближнего Востока, продолжить свою террористическую деятельность. Кроме того, по данным ФСБ России, эти лидеры террористических группировок намерены попытаться придать новый импульс северокавказскому бандподполью, активность которого ранее российским силовикам и спецслужбам удалось сковать.
Так российскими правоохранительными органами в международный розыск объявлены более 260 человек, большая часть из которых, находясь в зарубежных странах, продолжает интенсивную организационную и подготовительную деятельность по переносу своей террористической активности как на территорию России, так и ряда других государств.
Особо Александр Бортников отметил нарастающую тенденцию совершения в мире резонансных терактов террористами-смертниками. По его словам, сотрудники ФСБ России ведут системную работу по выявлению лиц, причастных к подготовке так называемых "живых бомб" и терактов с их использованием. Число находящихся на оперативном контроле потенциальных псевдошахидов в России в настоящий момент, по его словам, превышает 220 человек.
По словам директора ФСБ, вызывает большую обеспокоенность спецслужб и сращивание террористических группировок с криминальными. За счет этого расширяются логистические, материальные и технологические возможности международных террористов. Бортников также отметил, что растут масштабы совместного использования бандитами каналов незаконной миграции.
- Выявляются факты приобретения боевиками поддельных документов у преступных сообществ. Только за первое полугодие 2016 года в Москве был обезврежен ряд специализировавшихся на этом интернациональных криминальных групп, - указал он.
В числе проблем, стоящих перед правоохранительными органами, Бортников назвал и навязчивую героизацию террористами смертников, искусственного создания вокруг них ореола мучеников за веру.
- Следует признать, что формирование подобного фона, идеализирующего индивидуальный террор, достигает, к сожалению, порой своей цели. Об этом в частности свидетельствует нарастающая тенденция совершения резонансных акций террористами-смертниками, - сказал директор ФСБ.
Другой серьезной проблемой глава ФСБ назвал использование бандитами интернета для распространения своих агрессивных идей.
- Изощренно применяя психологический инструментарий, идеологи терроризма сумели создать ему привлекательный образ, что позволяет им втягивать в свои ряды женщин и детей, - подчеркнул Бортников.
По словам Бортникова, необходимо решить проблему бесконтрольности и анонимности глобального виртуального пространства, которым активно пользуются террористы. "В первую очередь речь идет о постоянном мониторинге национальных информационных пространств на предмет выявления и блокирования террористических киберугроз, а также о незамедлительном реагировании на соответствующие обращения партнеров", - пояснил свое предложение директор ФСБ России.