"Наша позиция заключается в том, что мы не должны возвращать эти деньги. Я не вижу причин, почему Украина должна их возвращать", - заявил руководитель украинской бухгалтерии и изобретатель неведомого доселе финансового термина "политический кредит".
Ничего нового пан Данилюк, нужно признать, не сообщил - нежелание отдавать 3 миллиарда, полученные в декабре 2013 года от России за украинские еврооблигации, озвучивалось официальным Киевом и раньше. Обращает на себя внимание разве что деградация аргументов. Если раньше официальная позиция сводилась к тому, что этот кредит получил "тиран Янукович", свергнутый "революцией достоинства", и потому новая власть не должна возвращать долги старой, то теперь все объясняется по-детски наивно - "мы никому ничего не должны, потому что нас заставили взять деньги". И, видимо, заставили их потратить на нужды украинской экономики.
Замечательно, что такие заявления делаются на фоне все более явного нежелания Международного валютного фонда (МВФ) кредитовать Украину. Хотя тот же Данилюк и заявил, что уже в начале августа его ведомство может получить миллиард долларов от фонда, официально представители МВФ такого обещания не давали. Более того, на недавнем заседании исполнительного совета МВФ вопрос предоставления Украине очередного транша по программе расширенного финансирования даже не рассматривался и был перенесен - предварительно на сентябрь. К слову, в августе исполнится ровно год, как Киев не получает от МВФ средств.
Как отразятся на настроениях директоров МВФ последние заявления Данилюка можно только предполагать, но самому министру стоит вспомнить, что в декабре прошлого года фонд уже признал этот долг Украины суверенным, а не коммерческим, и согласился с притязаниями России. Фонд требует от Киева продолжения "реформ" - сокращения дефицита бюджета, либерализации рынков и приватизации государственной собственности. Существуют большие сомнения в способности Киева вернуть фонду уже полученные от него за годы независимости чуть менее 11 миллиардов долларов. Хотя Украина при прошлом правительстве и получила "кредитные каникулы" до 2020 года, за время которых должна отдать только 6 миллиардов долларов всем кредиторам, за исключением России, после этого срока, по условиям "реструктуризации", начнутся самые серьезные выплаты. Одолженные Россией 3 миллиарда долларов с февраля 2016 года являются предметом рассмотрения в Высоком суде Лондона. Российская сторона уже дважды соглашалась на отсрочку рассмотрения своего иска по инициативе Киева, но теперь инициирует упрощенное производство его рассмотрения. Вердикт Высокого суда ожидается до конца года.