...На презентации своей конкурсной работы Наташа была одета в белое кружевное платье. Защищалась предпоследней, волновалась и даже сбилась однажды, что было совсем неважно, но как раз волнение и выгодно подчеркнуло ее душевную чистоту.
- Все темы конкурса были по-своему хороши, - говорит Наталья. - Я же подготовила урок на тему: "Души и державы опора. О служении Отечеству в произведениях русских и белорусских писателей. (На основе творчества Михаила Шолохова и Василя Быкова.)" Тема была выбрана не случайно. Во-первых, именно в нее отлично вписываются тексты, которые меня всегда интересовали. (К тому же творчество Шолохова и Быкова включено в школьные программы и России, и Беларуси.) Во-вторых, эта тема затрагивает проблемы современного общества: угасание чувства патриотизма, повышенный интерес к материальным ценностям на фоне пренебрежения духовными.
Тема и ее осмысление соответствуют душевному масштабу этой девочки. Наташе 23 года.
Наталья (а по-белорусски Наталка) выросла и живет в селе Малейковщизна, что и селом-то назвать сложно, - 20 минут пешком до города Лида. В этом есть своя прелесть. Деревня помогла Наталке сохранить природную свежесть душевного бескорыстия, приучила к труду, а город оформил эту акварель изящной рамой.
В шесть лет Натка мечтала стать врачом. Каталась на велосипеде. Не хуже мальчишек лазала по деревьям. А когда кто-то сдирал в кровь коленки, лечила ссадину подорожником, предварительно "продезинфицировав" ее слюной. Дома Гресь говорят и думают на русском. Белорусская мова всплывает, когда Наташа помогает младшему брату делать домашнее задание по национальному языку и литературе. Если брат ленится, Наталья цитирует ему свое любимое изречение: "Мир становится несовершенным, когда за него берутся двоечники".
Приблизительно о том же на презентации работ финалистов конкурса "#СилаСлова" говорил Государственный секретарь Союзного государства Григорий Рапота. Уж слишком много у нас троечников, сетовал Григорий Алексеевич, среди инженеров, врачей, строителей, спортсменов. Отсюда много и слабых звеньев в нашей экономике.
...В детстве Натка любила русские и белорусские народные сказки. Знала много стихов. Одно - про "Хитрых старушек" Эммы Мошковской - помнит до сих пор. "Наверно, у старушек полным-полно игрушек/ Матрешек и петрушек/ И заводных лягушек./ Но хитрые старушки/ Припрятали игрушки/ И сели в уголок/ Вязать себе чулок,/ И гладить свою кошку,/ И охать понарошку./А сами только ждут,/ Когда же все уйдут!.."
- Я искренне верила, что так все и происходит! Может быть, поэтому всегда видела в бабушке союзника, - улыбается Наталья. - К слову, именно бабушка мечтала, чтобы я стала учителем. Каждый день выговаривала мне, что я мало читаю. Только я за скакалку, фантики или кукол, как бабушка тут как тут: "Лучше книжку почитай". Сейчас-то я понимаю, как была права бабуля. Это ж сколько книжек осталось непрочитанными?!
До седьмого-восьмого классов русскую литературу у нас преподавала дама, застегнутая, так сказать, на все пуговицы мундира. Помню постоянные брезгливые "фи", когда ответ учеников не совпадал с ее точкой зрения. Однажды услышала, как соседские ребята бурно обсуждают Тома Сойера. Мальчишки были в таком восторге от прочитанного, так заразительно спорили, что я позавидовала, что у них другой учитель. Я не понимала, почему от нашего класса "спрятали" Марка Твена и его героев? Было очень обидно.
Но с приходом нового преподавателя литературы инициатива на уроках поощрялась. Правда, появилась другая проблема - коварные тесты на знание текста. Я читала медленно, вдумчиво, с карандашом в руках, но все равно не всегда могла ответить на все вопросы теста. До сих пор помню один из них: сколько времени проводил Онегин перед зеркалом? Оказывается, три часа! Как говорится, мне бы его заботы...
У каждого из нас есть книга, которая потрясла больше всего именно в школьные годы. Приму конкурса "#СилаСлова" пригвоздил "Один день Ивана Денисовича". Повесть Солженицына надо было прочесть к утру, а книга была у подруги. Подруга "на минутку" забежала домой за книгой, но... За вчерашние грехи мама дочь на улицу не пустила. Пришлось Натке ловить "Ивана Денисовича" с балкона четвертого этажа. Повесть Наталья проглотила за ночь.
- Это было одним из первых моих литературных потрясений, - признается Наташа Гресь.
А "Постороннего" Камю уже студентка Гродненского государственного университете имени Янки Купалы Наталья Гресь прочла на маленьком экране телефона. И тоже ночью накануне экзамена. Это, как я понимаю, второе сильное эстетическое потрясение литературой чемпионки "#СилыСлова". Удивительное дело! Тем, кому сейчас 20+, зачитываются тем же, чем зачитывались мы в их возрасте, но... 40 лет назад: Хемингуэй, Ремарк, Камю, Сартр, Фаулз... Классика объединяет эпохи своим бессмертием.
Наталья Гресь учитель не молодой, а очень молодой. Это ее первые летние каникулы в качестве преподавателя. В сентябре она пойдет лишь во "второй класс" своей взрослой педагогической жизни.
- Наташа, первый год за учительской кафедрой наверняка самый сложный...
- Да уж... В эту школу я и мои ученики пришли одновременно. Я - работать, они - учиться. Класс был сформирован "с колес". До этого все дети обучались в разных школах города. Передо мной стояли как минимум две стратегические задачи: подружиться с детьми и сплотить их между собой. Год обещал быть интересным.
Поначалу даже мелкие шалости меня огорчали больше, чем они (шалости) того стоили. Однажды я просто не выдержала и расплакалась. При детях. Последним в расписании у меня должен был быть еще один урок в этом классе. Шла на него скрепя сердце, с красными от слез глазами. Вошла в класс - космическая тишина! Вся доска исписана извинениями, милыми рисунками, украшена открытками...
С тех пор мы одна команда. Если бы я знала, что так повернется, я бы еще в начале сентября заплакала...