Подхожу к группе ботаников. Юные экологи, разбившись на пары, с помощью колышков и красно-белой ленты огораживают участки площадью четыре квадратных метра. В границах этих площадок ребята произведут тотальный учет растений.
Татьяна Салей перешла в 11-й класс гимназии города Кобрина Брестской области Республики Беларусь. Девушка - победитель областного слета юных экологов. Как призналась Таня, она с детства любит растения и давно увлекается ботаникой.
Ее напарник Александр Игнотенко - 11-классник ноосферной школы города Боровска Калужской области. На Всероссийском конкурсе юных исследователей окружающей среды он представил доклад "Сравнительный анализ видового разнообразия растений болота "Фабричное" города Боровска в 1912 и 2015 годах", благодаря которому и получил приглашение на слет.
Площадка готова. Ребята вооружились специальными блокнотами и принялись за работу.
- Мы описываем видовой состав растений, - рассказывает Татьяна Салей. - Предстоит определить, сколько процентов занимает каждое из них, выявить доминантные виды. Большая часть растений, которые растут на этой площадке, нам знакома. Если попадается незнакомый экземпляр, есть специальная книга-определитель.
Зачем же нужно знать о каждом сорняке и цветке, растущем на лугу? С этим вопросом я обратилась к руководителю группы ботаников, педагогу дополнительного образования Калининградского областного детско-юношеского центра краеведения и туризма и председателю регионального отделения Всероссийского детского экологического движения "Зеленая планета" Татьяне Волковой.
- Совсем недавно этот луг был сенокосным, сейчас же мы видим свалки, появление высокотравья, сорной растительности, - поясняет Татьяна Волкова. - А нам очень хочется не потерять красивый луг с орхидными растениями, с прекрасным разнотравьем, огромным количеством птиц, животных, насекомых. Ребята сделают описания, определят хозяйственное значение трав, урожайность луга. Мы хотим обобщить эти описания, передать материалы национальному парку, потому что нужно принимать меры, косить луг, чтобы происходило лущение злаков, чтобы здесь не появлялись высокотравные рудеральные травы.
Школьники работают увлеченно, несмотря на назойливых насекомых и палящее солнце. А юные энтомологи насекомым даже рады. 14 юношей и девушек прочесывают луг.
Они размахивают энтомологическими сачками, будто бы рисуя в воздухе восьмерку. Со стороны это похоже на причудливый танец. Присоединяюсь к паре "танцоров".
- При ловле различных отрядов и семейств насекомых используется разное количество взмахов, - рассказывает Кирилл Макашинов, ученик школы N 68 российского города Иваново. - Например, при ловле божьих коровок на каждый исследуемый биотоп приходится три кошения по сто взмахов. Сейчас, кстати, мы нашли одну стрекозу и одну мягкотелку.
Кирилл достает из сачка насекомых и передает их напарнице, ученице школы N 31 города Витебска Дарье Ивановой. Даша складывает "добычу" в морилку - специальную баночку для хранения насекомых. Ребятам предстоит разделить беспозвоночных по систематическим группам, семействам, отрядам, дать пойманным видам экологическую характеристику. А затем сравнить энтомофауну соснового леса и суходольного луга Куршской косы.
- Члены жюри проверят, насколько полно проведено исследование, - отмечает руководитель группы энтомологов, старший научный сотрудник Березинского биосферного заповедника Беларуси Александр Лукашук. - Хотя мне как члену жюри будет очень сложно выбрать победителя среди этих ребят, так увлеченных своей работой. Есть дети, с которыми я бы хоть сейчас поехал в исследовательскую экспедицию.
Юные гидробиологи изучают биологическое разнообразие и качество воды в озере Изумруд, чтобы сравнить этот водоем с Куршским заливом. С помощью гидробиологических сачков ребята черпают различную живность, складывают находки в специальные кюветы и ведра. С помощью набора реактивов определяют химический состав воды.
- В этом ведре обитатели вод, которых мы уже определили. Здесь прудовики и катушки, а это - личинка разнокрылой стрекозы, - демонстрирует необычный зоопарк девятиклассница петербургского лицея N 419 Аня Макарычева.
- Слет и другие подобные мероприятия помогают в выборе будущей профессии, - напарница Ани Наталья Антонюк, ученица первой гимназии белорусского города Иваново, отвечает на вопрос корреспондента "СОЮЗа" и внимательно рассматривает очередное чудище с множеством ножек. - Раньше я не знала, кем стать, на какой факультет и в какой университет поступать. Но теперь понимаю четко, что выберу биологическое и химическое направление, медицину или фармацевтику.
Каждая из пяти научных лабораторий насчитывает 14 школьников. Во всех группах детей разбили на пары "россиянин-белорус". Ведь одна из задач мероприятия - интеграция и кооперация детей двух государств.
- Конечно, у меня появились новые друзья, и россияне, и белорусы, - говорит Кирилл Макашинов. - Мы приехали сюда не только учиться и соревноваться...
- Но и дружить, - заканчивает фразу Даша Иванова.
Другая задача мероприятия, которое проводится на средства Союзного государства, - активизация научно-исследовательской деятельности школьников России и Беларуси.
- Такие практические занятия очень важны, - резюмирует директор Калининградского областного детско-юношеского центра экологии, краеведения и туризма, председатель жюри слета Дмитрий Булгаков. - С одной стороны, ребята получают опыт работы "в поле". С другой стороны, результаты работы юных экологов, возможно, будут использовать ученые и практики. К примеру, вчера дети обнаружили несколько краснокнижных насекомых, которые очень заинтересовали работников национального парка. Кроме того, речь идет еще и о своеобразной профориентации. Многие участники предыдущих слетов уже работают в самых разнообразных отраслях, связанных с защитой окружающей среды.
Кстати
Слет проводится раз в два года на территории российского или белорусского национального парка. В нацпарк Куршская коса юные экологи приезжают уже во второй раз. Такой интерес не случаен. "Куршская коса - это один из самых маленьких национальных парков России, - комментирует ситуацию представитель нацпарка Ольга Большакова. - На небольшой территории можно с небольшим объемом временных и материальных затрат изучить самые разные ландшафты - торфяные земли, луга, холмы, сосновые леса, дюны. Сама природа создала здесь уникальную лабораторию".