Леса Зауралья съел непарный шелкопряд

В лесах Курганской области впервые за несколько лет зафиксировано увеличение численности непарного шелкопряда. По предварительным данным, очаги вредителя встречаются на площади почти 260 тысяч гектаров (около 17 процентов лесного фонда). При благоприятных для гусениц условиях в следующем году эти участки могут еще расшириться. Однако получить средства на борьбу с личинками очень сложно, так как после их атаки лиственные деревья имеют свойство восстанавливаться, и доказать экономический ущерб не всегда удается.

В зону поражения попали шесть районов. В Белозерском, по мнению жителей, ситуация такая сложная, что нельзя даже березовых веников наломать для бани. Арендаторы уже подсчитывают экономический ущерб. Отметим, что в их обязанности не входит борьба с лесными вредителями, это задача субъекта РФ.

- Из-за массового размножения непарного шелкопряда не будет годового прироста древесины, то есть дерево просто не вырастет, - говорит заместитель директора предприятия-арендатора Николай Рыжков. - К тому же надо учесть, что береза может пережить объедание листвы два-три года подряд, но потом погибает. Деревья падают и захламляют лес, а мы вынуждены его очищать от завалов за свой счет.

В Шатровском районе лес стоял оголенный с мая и только сейчас стал потихоньку оживать, на березах и осинах снова появились зеленые листочки. По словам лесничего Вячеслава Сафонова, нашествие шелкопряда наблюдается в районе уже второй год, хотя раньше оно было не таким масштабным и агрессивным. В этом году вредителю удалось захватить огромную территорию, 87 из 178 тысяч гектаров. Кроме теплой и снежной зимы, активному размножению гусениц способствовало отсутствие мероприятий по дезинсекции.

- В прошлом году мы подготовили экономическое обоснование таких мероприятий, чтобы получить средства на обработку растений от непарного шелкопряда - около 40 миллионов рублей, - рассказал лесничий. - Однако деньги из федерального бюджета не поступили. Повторим попытку в этом году, ведь если с вредителями не бороться, можно остаться без леса.

В этом году вредителю удалось захватить огромную территорию, 87 из 178 тысяч гектаров. На их обработку требуется 80 миллионов рублей. Чтобы привлечь такие деньги из бюджета, нужно провести два конкурса

В региональном департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды считают, что повода для паники нет: несмотря на рост популяции гусениц, ситуация в этом году не является катастрофической. Уже к середине августа листва полностью восстановится везде, за исключением самых ослабленных деревьев. Вместе с тем специалисты не склонны недооценивать последствия массового размножения насекомых. Гусеница уже окуклилась, в августе бабочка отложит яйца - а это будущие гусеницы, с которыми придется бороться уже в 2017 году. Поэтому в ведомстве заявили, что принимают все необходимые меры для стабилизации обстановки. В частности, ведется обследование поврежденных участков, чтобы локализовать и ликвидировать очаги распространения вредителя.

- В сентябре мы планируем провести инвентаризацию таких очагов, по результатам которой будет ясно, какая точно площадь заселена шелкопрядом, - пояснил начальник управления лесного хозяйства Виктор Банников. - Далее подготовим документы для выделения средств на борьбу с ним.

Однако получить деньги будет непросто. Как рассказали в Центре защиты леса Курганской области (филиал ФБУ "Рослесозащита"), для этого региональному департаменту нужно провести два конкурса среди специализированных организаций: один на определение границ очагов, второй на их локализацию.

- Обработка одного гектара леса стоит около 1300 рублей, - комментирует директор центра Владислав Третьяков. - Если повреждено, допустим, 80 тысяч га, то надо не меньше 80 миллионов рублей. Никто такие суммы просто так не даст, учитывая, что лес после "нападения" непарного шелкопряда восстанавливается.

Сегодня сотрудники центра ведут постоянное наблюдение за непарным шелкопрядом. По их отзывам, вредитель умеет приспосабливаться и осваивает все новые территории. В 2005 году очаги его размножения были обнаружены в восточных районах области, но после их локализации гусеницы "ушли" на запад и север.

Правда, нельзя сбрасывать со счетов миграцию из соседних областей. По мнению лесничего Вячеслава Сафонова, шелкопряд в этом году перебрался в Зауралье из Тюменской области, где также зафиксирован рост популяции.

С хозяйственной точки зрения, уверяют специалисты, более целесообразно вкладывать средства в обработку хвойных пород деревьев. Ведь та же сосна, в отличие от березы, не способна быстро восстанавливаться. В 2015 году, например, за счет федерального бюджета было обработано 1010,9 гектара леса в Белозерском и Курганском лесничествах. Боролись с шелкопрядом монашенкой (ночной бабочкой), уничтожающим именно сосну. После применения препаратов в 80 процентах случаев вредитель погибает.

Отметим, что от шелкопряда непарника пострадали не только лесные, но и плодовые деревья в садоводствах. А в Белозерском районе, говорят, гусеницы напали даже на горох. Биологи рекомендуют не жалеть средств и бороться с вредителем оперативно всеми доступными способами, иначе сады и огороды не сохранить.

Справка "РГ"

Непарный шелкопряд - бабочка из семейства волнянок. Гусеницы появляются на свет ранней весной. Подрастая, они поднимаются в крону деревьев и поедают листву. В июле происходит окукливание. Через 10-15 дней начинается полет бабочек. Наиболее результативна обработка лесов от вредителей в последние дни мая и в начале июня.