Начавшийся пару лет назад проект теперь охватывает 18 муниципалитетов из девяти регионов. Общими усилиями они намерены сделать связующий их тракт столь же узнаваемым и востребованным у путешественников, как и Золотое кольцо.
Еще недавно во многих сибирских селах разговоры о туристах вели с долей иронии. Дескать, кто поедет в глухомань: посмотреть нечего, остановиться негде. Вся сфера гостеприимства ориентировалась в основном на дальнобойщиков. Сегодня даже в самых отдаленных местах перемены налицо.
Возьмем, к примеру, Абатский район. Участок федеральной трассы от Ишима до Омска - единственная нитка, связывающая восток и запад страны. Ни на севере, ни на юге России нет другого, параллельного пути на Дальний Восток. В Ишиме расходятся и сходятся все транспортные потоки. Через Абатский район в сутки проходит до 15 тысяч автомобилей. С прицелом на них в районе активно развивают придорожный сервис. По объемам инвестиций этот сектор экономики уже вышел на второе место после сельского хозяйства. Одновременно в райцентре строится три крупных кемпинга. Летом здесь ежедневно на ночевку останавливаются 300-400 водителей. Причем раньше большинство после короткого отдыха отправлялось дальше, а теперь транзитников нередко можно заметить возле местных достопримечательностей.
Еще в 2012 году в районе взялись издавать путеводитель и распространять его по гостиницам. Тогда многим это казалось забавным: в Абатском населения-то всего около восьми тысяч, заблудиться негде. Сегодня же эти буклеты едва успевают печатать. Как результат - в местном музее поток посетителей за последний год вырос с девяти до двенадцати тысяч, много иногородних.
Сейчас в районе формируют новые точки притяжения для гостей. Например, место переправы Антона Чехова через реку Ишим. Далеко не все знают, что писатель бывал в этих краях и писал о них в своих произведениях. Также в планах - восстановление одного из участков старого Сибирского тракта - в том виде, каким он был много лет назад.
- Пока у нас туризм больше "попутный", а нужно стремиться к адресному. Одних туробъектов для этого недостаточно. Надо усиленно работать над сервисом. Через район проезжает немало иностранцев, то и дело возникают анекдотичные ситуации. Заглянули однажды в кафе французы и попросили на английском "чикен". Долго объясняли, жестикулировали. Официантка в итоге принесла яичницу, хотя заказывали мясо курицы. Следует обучать селян: хотя бы меню они должны уметь составлять на двух языках, - рассуждает Татьяна Агешина, замглавы Абатского района по социальным вопросам.
Голышмановский район влился в проект лишь год назад, но уже сейчас туристам здесь готовы много что показать и рассказать. Свою территорию местные жители решили позиционировать в первую очередь как место рождения Леонида Шарохи, который был солистом Омского народного хора и в советское время пользовался огромной популярностью. Его голос звучал в 26 странах мира. Уже второй год в районе проводят фестиваль народного творчества "На родине Шарохи". Нынче он собрал почти восемь тысяч гостей.
Приманкой для туристов, уверены голышмановцы, станут и агроусадьбы. Принимать гостей готовы уже семь подворий. Власти поддержали инициативных жителей: авторы самых интересных идей получили в качестве грантов по 30 тысяч рублей. Так, семья Трофимовых теперь предлагает гостям посетить небольшой домашний зоопарк. В хозяйстве только птиц 25 пород, а еще свиньи, кролики, нутрии, которых можно кормить и гладить.
Усадьба пчеловода приглашает посетить лавку меда, познакомиться с работой пасечника и даже научиться делать натуральную косметику. Стоит заглянуть и на сказочное подворье сотрудницы местного музея Любови Казанцевой. Прямо у ворот гостей встречают три медведя, сразу за калиткой - огромная карета для Золушки. Рядом уголок сказов Бажова, избушка Бабы-яги, теремок, домик трех поросят. Гости здесь бывают чуть ли не ежедневно.
Зарабатывают селяне не только на экскурсиях (билет стоит от 30 до 100 рублей), но и на продаже производимой на подворьях продукции. По словам руководителя районного центра поддержки гражданских инициатив Ольги Бадрызловой, начинали с чисто символических цен. Те же пирожки продавали по три рубля, сейчас- уже по десять. В первый год хозяева усадеб выручили примерно 25 тысяч рублей, нынче - 60. В дальнейшем к проекту намерены привлечь тех, кто согласен принимать гостей не просто на пару часов, а на несколько дней.
Как отметил глава ассоциации "Сибирский тракт" Леонид Рыженко, власти территорий осознали, что в одиночку мало что сделаешь. Вместе легче поддерживать инициативы, создавать информационное поле для инвесторов и туристов и продвигать турпродукты.
Выгодное месторасположение- огромный плюс для инвесторов. И многие, надо сказать, это уже поняли. Сегодня муниципалитеты и местные предприниматели активно обмениваются идеями. Если первый форум "Сибирский тракт" (он проходил в прошлом году в Омской области) собрал около 100 человек, то на второй в Абатский район Тюменской области приехало уже 400.
И, хотя проект еще только в самом начале, многие идеи уже идут на ура. Например, для объектов придорожного сервиса разработали систему бонусов. Останавливаясь перекусить в одном из "брендовых" мест, турист получает информацию, где расположена следующая фирменная точка общепита, а также гарантированную скидку. По словам предпринимателей, эта услуга пользуется спросом.