27.07.2016 20:07
    Поделиться

    Стефания Елфутина: На гонках я могу быть "хищной", злой и агрессивной

    Яхтсменка Стефания Елфутина о том, как мечта поехать в Рио стала целью
    Последний раз российские спортсмены выигрывали олимпийские медали в парусном спорте 20 лет назад - в Атланте-1996. В Рио-2016 смело можно болеть за 19-летнюю яхтсменку Стефанию Елфутину, которая гоняется на виндсерфинге в классе RS:X (доска под парусом).

    Стефания, виндсерфинг кажется каким-то экзотическим видом спорта, как ты встала на доску?

    Стефания Елфутина: Для моего родного города Ейска виндсерфинг - нормальное явление. У нас там море, ветер, коса. Поэтому это не было чем-то диковинным для меня. Но для России в целом, согласна, виндсерфинг остается чем-то неопознанным.

    Тогда расскажи поподробнее...

    Стефания Елфутина: Виндсерфинг - это парус и доска. Ты стоишь на доске, держишься за парус и управляешь им за счет своей силы. Отличие от яхты в том, что парус не прикреплен к доске жестко. Движешься за счет ветра. Многие меня спрашивают про волны, путая с серфингом. Но волна для нас как раз не обязательна. Можно и по гладкой воде гоняться. Главное, чтобы было достаточно ветра, хотя наш класс RS:X универсальный. Нам подходят любые условия: от самых маленьких ветров до штормов.

    Парус, наверное, тяжелый. Как ты с ним управляешься?

    Стефания Елфутина: Без физподготовки точно не обойтись. Мы работаем со своим весом или с минимальными утяжелениями. И еще очень важно, сколько ты весишь сам. Оптимальная цифра для этого класса яхт вне зависимости от роста - 57-60 кг. Я вешу 57. И за этим приходится постоянно следить. Но все-таки в нашем виде развивать нужно не только физическую силу и технику. Очень важна тактика - умение работать с погодой: видеть ситуацию на воде, принимать решение в зависимости от того, как ведет себя ветер. На тренировках мы отрабатываем шаблоны, но четкой схемы нет. Опыт растет с каждым стартом.

    Об Олимпиаде мечтала с самого начала?

    Стефания Елфутина: Каждый спортсмен мечтает попасть на Игры. Но на детско-юношеском уровне это мне казалось чем-то заоблачным. В конце 2012 года я пересела на олимпийский класс, в начале 2014-го приехала на свои первые взрослые соревнования и поняла, насколько это тяжело и физически, и морально. До Игр оставалось всего два года, а у меня не было никакого багажа. Так что мы просто начали работать на мой оптимальный результат, не ставя грандиозных целей. И на первом же чемпионате мира в сентябре 2014 года я неожиданно взяла лицензию. Тогда я поняла, что нужно дальше двигаться в этом направлении. И Олимпиада стала не мечтой, а целью.

    Но ведь лицензия не именная. Право воспользоваться ею еще нужно было заработать...

    Стефания Елфутина: Отбор закончился только в марте этого года. На чемпионате мира-2015 и этапе Кубка Европы-2016 нужно было попасть в первые 20 процентов флота, то есть топ-13 и топ-12 соответственно. Конкретное место не имело значения. Я единственная выполнила критерий на обоих соревнованиях и получила путевку в Рио.

    На чемпионате Европы ты не только защитила чемпионский титул по юниорам, но и завоевала первую медаль во взрослой категории. Как ощущения?

    Стефания Елфутина: Это были важные соревнования. Нужно было понять, сработал ли план подготовки. Он сработал. Я заняла третье место, но была очень близко к соперницам, которые год назад были недосягаемы. Я понимаю, что могу бороться, обгонять их. В четырех гонках я пришла первой. Это стимул работать еще больше, чтобы на Олимпиаде показать максимум.

    Опытные яхтсменки воспринимают тебя всерьез?

    Стефания Елфутина: У нас многим спортсменкам под 30 и за 30. Для них я просто девчонка. Мне кажется, всерьез они меня до сих пор не воспринимают. Они видят, что я хорошо гоняюсь, могу составить конкуренцию, даже обогнать. Наверное, нужно подтвердить все эти качества в течение нескольких лет. Пока только вышла на этот уровень. В десятке я чуть больше года. Как спортсменку и соперника они меня уважают. Это приятно, но большой опасности во мне они не видят. Они видят опасность друг в друге. И, возможно, это сыграет мне на руку.

    Твое прозвище "Белая акула". Оно появилось случайно, но прижилось. Папа тебе даже подарил кулон. Значит, что-то общее с акулой у тебя есть?

    Стефания Елфутина: На гонках я могу быть "хищной": по-спортивному злой, иногда даже агрессивной. Потому что я готова бороться до последнего.

    Ты ездила на тестовые соревнования в Рио. Как тебе место будущих баталий?

    Стефания Елфутина: Что касается акватории, то залив Гуанабара - очень грязный. Я привыкла к тому, что в Ейске море желтого цвета. Но это из-за ила. А тут - чего только не плавает в воде. На тестовой регате одному парню стало плохо: он случайно глотнул воды и день в реанимации лежал. Между гонок я люблю прыгать в воду, а тут даже по пояс боялась зайти.

    Погодные условия в Рио тоже сложные. Роза ветров и течение - непредсказуемые. Просчитать что-то заранее не получится. Будем действовать по обстоятельствам.

    Но есть и свои плюсы. Пейзажи вокруг красивые. Это тоже довольно значимый фактор, чтобы место, где ты гоняешься, тебе нравилось.

    Когда волны, ветер в лицо, скорость - чувствуешь себя владычицей морской?

    Стефания Елфутина: Да, бывает такое ощущение, особенно в сильный ветер. У нас бывают тяжелые тренировки, но по большей части мы все делаем в кайф. Виндсерфинг - это не просто пахота в зале. Это свежий воздух, природа. В нашем виде спорта ключевой момент - получать удовольствие от того, чем занимаешься. Иначе ничего не получится.

    Поделиться