Но, похоже, у канцлера и жителей Германии различные представления о безопасности и тех мерах , которые следует предпринять для предотвращения новых преступлений.
В ходе пресс-конференции Меркель осудила совершенные в Германии и Европе акты террора, назвав их "цивилизаторским нарушением табу" и "исламистским террором". После чего сообщила - кто бы в этом сомневался - об очередном, состоящем из девяти пунктов, плане для борьбы с терроризмом. Среди главных мер - разрешение на участие бундесвера в спецоперациях в случае террористических угроз. Об этой мере правительство ФРГ подумывало уже давно. После недавних трагических происшествий снова зазвучали требования конституциальных изменений для того, чтобы дать возможность военнослужащим нести службу внутри страны. Это же требование появилось недавно в новой редакции "Белой книги" бундесвера. После Второй мировой войны и по опыту Веймарской республики германской армии было конституционно запрещено участвовать в операциях внутри страны за исключением случаев природных катастроф.
Вопреки ожиданиям Меркель не сказала ничего о том, что лежит в основе страшных преступлений, которые потрясли Германию и мир. Напротив, Меркель продолжла гнуть свою прежнюю миграционную линию, не отказавшись ни в чем от своих прошлых лозунгов. По словам канцлера, одиннадцать месяцев назад она уже говорила, что будет совсем не просто принять беженцев и интегрировать их в немецкое общество. "Однако я сегодня, как и тогда, убеждена в том, что мы с этим справимся и останемся верны нашей исторической миссии", - заявила глава немецкого кабинета. Только сколько еще жизней ни в чем не повинных людей положат власти, чтобы канцлер признала свою неправоту и отказалась от "исторической миссии", которая привела к всплеску терроризма в Старом свете?
Меркель убеждена, что Германия справится и с новыми вызовами, "которые описываются словом "исламистский террор". Отвечая на вопросы журналистов она подчеркнула, что совершенные преступления были "отвратительными, возмутительными и трагичными". Канцлер также обещала сделать все, "чтобы расследовать варварские преступления и найти их заказчиков". Меркель констатировала, что видит в этих преступлениях экзамен на прочность для Германии и Европы: "Можем ли мы, на самом деле, справиться с темной стороной глобализации?"
Берлин, по ее словам, будет выполнять свои обязательства, прежде всего первую статью конституции и следующим из нее правом на убежище в соответствии с Женевской конвенцией.
"Террористы хотят уничтожить нашу сплоченность, уничтожить нашу открытость и нашу готовность к принятию беженцев", - заявила канцлер. По ее словам, они также хотели посеять страх и ненависть между культурами и религиями. Те, кто совершил теракты в Вюрцбурге и Ансбахе, отметила канцлер, были признанными Германией беженцами, однако надругались над страной, которая их приютила. В плане борьбы с терроризмом, который Меркель представила на пресс-конференции, содержатся предложения по снятию барьеров для депортации беженцев, которым было отказано в убежище, по системе раннего предупреждения радикализации среди переселенцев и подготовке к изменению конституции, чтобы разрешить бундесверу операции внутри страны при наличии террористической опасности.
В целом Меркель осталась верна себе: не идти на уступки и не пересматривать ранее сделанные заявления. Этим она еще раз подтвердила данное ей прозвище "тефлонового канцлера", которого не могут поколебать внешние обстоятельства. Но сможет ли Меркель и на этот раз убедить испуганных терактами граждан ФРГ в своей правоте? Ведь ни одна из предложенных канцлером мер не направлена на искоренение причин терроризма, ни одна не отвечает на вопрос - как "заглянуть" в головы заполонившим Германию беженцам, по меньшей мере часть из которых является приверженцами радикального ислама.