Гром грянул, когда горсовет согласовал место под памятник. Выбрали его члены градостроительного совета региона - перед входом в театр для детей и молодежи "Свободное пространство". Одних возмутило то, что планы держали в секрете. Другие, в частности актеры во главе с худруком Александром Михайловым, потребовали отменить установку либо выбрать другое место.
Позади театра уже стоит памятник генералу Ермолову - всадник на коне. Монумент Ивану IV словно его копия - тоже конная скульптура. В театре считают, что для такого "пятачка" двое всадников - многовато. Указали и на то, что установить скульптуру хотят вместо роскошной клумбы. К тому же здание театра само является памятником архитектуры. В его охранной зоне запрещены работы, способные изменить облик. Разве всадник его не изменит?
Но, пожалуй, главная причина кроется в другом. "Следует подумать о смысловом контексте, - пишут актеры в коллективном обращении к властям. - Едва ли на просторах нашей необъятной страны найдется человек, не знающий картины Репина "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года". С Иваном Грозным этот образ прочно связан, поэтому на фоне театра для детей и молодежи такое соседство выглядит абсурдным". Понятно, что речь идет о сыне, якобы убитом в приступе ярости своим знаменитым отцом. Дескать, не место "детоубийце" перед детским театром.
- Установка памятника предполагает, что общение с ним сделает людей умнее, свободнее, добрее и смелее, вызовет уважение к делам и личным качествам того, кому он установлен, - считает Александр Михайлов. - Выбирать личности, по поводу которых в обществе нет согласия, а идут серьезные споры, - не стоит. Должно быть безусловное признание заслуг у подавляющей части населения.
Великий князь расколол Орел на два лагеря. Если раньше о нем и не вспоминали, то теперь одни называют его тираном, создателем опричнины, у которого руки "по локоть в крови", другие - правителем, сделавшим государство сильнее. Спорят историки, что уж говорить о рядовых гражданах.
Чиновники терпеливо объясняют, как родилась идея. В горсовете, например, рассказали, что памятник подарен Орлу к 450-летию Общественным международным фондом славянской письменности и культуры. "Его установка не приведет к затратам из бюджета города", - этот аргумент преподносится как главный. Личность персонажа тоже не смущает. Мол, памятник посвящен не тирану, но основателю Орла.
По легенде, Иван IV в 1566 году повелел заложить крепость на слиянии рек Оки и Орлика, когда объезжал южные рубежи. Название крепости якобы дал орел, взлетевший с кроны огромного дуба, когда дерево решили срубить. По официальной версии, название город получил от реки Орел, которая с конца XVIII века стала называться Орликом. Но указ Грозного она не оспаривает. Мэр города Василий Новиков прокомментировал планы так:
"Роль Ивана IV (Грозного) в многовековой жизни нашей страны неоднозначна. Именно при нем Россия сделала самые значительные в своей истории территориальные приобретения - присоединила Казанское и Астраханское ханства, приросла Сибирью. Соседство памятника такой исторической личности с театром для детей и юношества представляется стимулом для молодого поколения к изучению прошлого своей страны и малой родины".
Активистов это не устроило. Обращение с просьбой "образумить орловских чиновников" подписали свыше ста артистов, архитекторов, художников, дизайнеров, историков, журналистов… Власти пошли на попятную, обещают провести соцопрос. Почему не провели его раньше, непонятно.
Орел периодически сотрясают скандалы, связанные с памятниками. Так, в мае под покровом ночи снесли путевой дворец Екатерины Великой, на месте которого хотят возвести бизнес-центр. Дворец уничтожили, несмотря на предупреждение прокуратуры о том, что в случае сноса будет возбуждено уголовное дело. Дело завели, но памятника-то нет.
Другой пример - брусчатка, которой вымощена улица Ленина в историческом центре. Ударными темпами ее приводят в порядок к торжествам. В рамках "реконструкции", под шумок, брусчатку едва не заменили современной тротуарной плиткой, хотя это одна из визитных карточек города. Историческая ценность к тому же в прекрасном состоянии - булыжник! Спасли брусчатку только горожане, буквально вышедшие на нее с акцией протеста.
- Памятники должны быть предметом первостепенного внимания, особенно в юбилейные дни, - считает зампредседателя Общественного совета по сохранению историко-культурного и природного наследия Орловской области Илья Кушелев. - Но складывается впечатление, что в Орле они стали "костью в горле" у чиновников и что от них стремятся избавиться всеми правдами и неправдами. Например, недавно втайне от горожан продали здание кинотеатра "Родина", которое орловцы с огромным трудом отстояли три года назад. Что теперь будет с ним, тревожно даже представить.
Разрушается дом, в котором жила прототип главной героини тургеневского "Дворянского гнезда" Лизы Калитиной. Десять лет назад мэрия пообещала создать в нем "музей одного романа", но деньги не выделила. Дом законсервировали, но вряд ли кто в Орле удивится, если однажды ночью он рухнет или будет "случайно" снесен. Недавнюю реконструкцию "Свободного пространства" краеведы с горечью называют бездарной - здание изменилось.
Жестко критикуют и то, что происходит в предпраздничные дни на упомянутой улице Ленина. "Отбойными молотками разрушается лицевой слой исторической кирпичной кладки, а потом все это спешно замазывается цементом", - утверждают деятели культуры. С тревогой ожидают они реконструкции старинных мостов - как бы и их облик не изменился до неузнаваемости.
Страсти по Ивану Грозному - не диагноз, а, скорее, симптом недуга, поразившего Орел. Здания-памятники исчезают, высвобождая места под торговые центры, и никого за это не наказывают. А монументы растут как грибы. На улице Московской установили бюст князю Михаилу Романову - у штаба полка, в котором он служил чуть более века назад. А ранее к этому зданию коммерсанты, невзирая на протест прокуратуры, пристроили изменившее облик крыло. И как расценивать установку бюста? Как попытку оправдать сделанное?
В мае в Сквере танкистов открыли монумент маршалу СССР почетному гражданину Орла Ивану Баграмяну. Его заслуги не оспариваются, но без скандала не обошлось. Как и в случае с Грозным, горожан поставили перед фактом. Да и памятник тоже был подарен - меценатом из-за рубежа. До сих пор многие возмущаются: почему власти не обсудили место установки? Памятник установили на могиле танкистов, освобождавших Орел в 1943-м, и это не всем по душе.
Словом, не против монументов протестуют горожане, а против того, как это происходит. Спешка, ореол секретности и помпезность церемоний открытия поневоле заставляют задуматься: кому возводят памятники современные чиновники - Романову, Грозному или, может быть, себе?