Воронежское село оказалось на обрыве

"Вже во все инстанции писалы, вице-губернатор объявил: "Карьер закрыт!" А паны лукавые песок возят и возят", - кипятятся женщины. От воронки со следами колес до их домов - сотня метров. "С четырех утра техника шуметь начинала! До обеда, бывало, машин 20 нагрузят, по 30 тонн каждая. А после обеда и не считали уже…"

Дайте жалобную книгу

Село Журавка стоит над Доном на юге области. Поля подсолнечника и кукурузы, фермы, месторождения гранита и ведущая к Ростову трасса М-4 - "очагов экономики" в Богучарском и соседних районах не так много, как хотелось бы. Кого-то выручает строительство: ту же М-4 постоянно достраивают и расширяют, нужны материалы и для дорог поменьше. Благо найти песок на воронежских просторах не проблема. Под Петропавловкой вообще - целая пустыня.

На окраине Журавки барханов нет, но есть поросшая травой старая яма, откуда местные жители брали песок для себя, и огромный "кратер", который, по их словам, вырыли неизвестные бизнесмены.

- Песок понемногу брали с 1992 года, но потом площадку выровняли, - рассказала председатель журавского ТОС Ольга Ливенская. - Последние лет десять подкапывали для нужд села по распоряжению главы администрации. В 2015-м сюда стали ездить чужие машины, а с середины этой весны КамАЗы и импортные погрузчики пошли один за другим. Жители Донской, Лесной и Сосновой улиц возмущались: грохот, пыль летит, земля трясется. У ближайшего к дороге дома - нового, кирпичного - треснула стена от самого фундамента.

Активисты разослали обращения к властям всех уровней. Из ответов узнали, что в апреле 2016 года при межевании на юго-востоке села было выделено около 12 гектаров, которые сдадут в аренду компании с лицензией на разработку недр. Но такая лицензия на данный момент не выдана и никакой добычи песка в Журавке быть не должно, заверили чиновники.

А кто копает?

Тем временем машины в котловане продолжали работать среди бела дня. Селяне сфотографировали их госномера, но оказалось, что для наказания похитителей песка этого мало.

- В середине июня мы вызвали участкового. Пока он ехал, технику как ветром сдуло. Бабушки все видели, а толку? - вздохнула Ольга Ливенская. - Однажды на карьер прибыл директор строительной фирмы из соседнего Калачеевского района Александр Труфанов, показал лицензию на геолого-разведочные работы в северной части села. Северной! А мы на юго-востоке. "Ошибка в словах", - сказал он. С ним был человек, который представился сотрудником департамента природных ресурсов и сообщил, что все законно. Но лицензия - серьезный документ, как там могли стороны света перепутать?
"РГ" связалась с Александром Труфановым, он пояснил, что текстовое описание в лицензии не главное, поскольку там указаны точные координаты участка:

- Именно по ним мы ориентировались. У нашей организации есть лицензия на разведку недр, которую мы и провели. Теперь два-три месяца уйдет на оценку и утверждение запасов месторождения, а также разработку проекта его освоения. После чего будем получать лицензию на добычу полезных ископаемых. В селе несколько лет велась нелегальная добыча песка местными жителями. Их это почему-то не волновало, хотя карьер был не огорожен и там присыпало ребенка, как уже не раз случалось в Воронежской области на брошенных "копанках". Когда мы определили участок, люди начали брать песок в другом месте, тоже в пределах села. Я поименно знаю тех, кто так делает, и объяснял им, что это противозаконно.

В департаменте природных ресурсов и экологии Воронежской области подтвердили, что 15 апреля 2016 года фирме Труфанова была выдана лицензия на право пользования участком недр в юго-восточной части села Журавка, "для проведения работ по геологическому изучению, поиску и оценке месторождения песков, песчаников и песчано-гравийных пород".

Жители считают, что разработка карьера может обернуться экологической катастрофой

Месяц назад делегация из Журавки побывала в Богучаре на приеме у вице-губернатора области Владимира Попова. "Он выслушал нас и районных чиновников, сказал: "Все, карьер закрыт!" На другой день экскаватор снова приехал, - констатировала Ливенская. - Правда, в июле воровство песка прекратилось, но где гарантия, что оно не возобновится?"

На земле и под землей

Среди машин, работавших в котловане, был и трактор местного жителя. Противники карьера устроили земляку строгий суд, тот оправдывался - мол, нужда заставила. Аргумент не зачли - у кого той нужды нет?

- Пока мы с ним ругались, подъехали еще "клиенты" за песком из соседних районов. Просили хоть ковш им отсыпать: одному на строительство дома, другому на детскую площадку. Ну, мы с них взяли по тысяче рублей и бросили в ящик, куда на восстановление храма по копейке собираем, - признались члены ТОС.

Тем временем выяснилось, что пустырь с месторождением песка еще в 2012 году был оформлен как производственная зона. Совет народных депутатов утверждал генплан и по предложению тогдашнего главы поселения обозначил небольшую территорию за Журавкой кружком с надписью "карьер". Точную площадь его не определяли, решив, что все это простая формальность. Жители села, входившие в совет, вспомнили, что речь шла о паре гектаров. На 12 они не согласны.

Почему? Местные власти объяснили людям, что карьер принесет деньги в бюджет, однако именно в сельскую казну пойдет лишь небольшая часть поступлений по налогу на доходы физлиц. (Если земля в госсобственности, то поселению положена еще и часть арендной платы за нее. - Прим. "РГ") Журавцы рассудили, что это слишком маленький "плюс". Негативных ожиданий куда больше.

- Из-за добычи полезных ископаемых может опуститься уровень подземных вод. Так уже было и в Воронежской, и в соседних областях. В карьере образуется озеро, а у нас все пересохнет. За карьером водонапорная башня стоит. Газопровод проложен там, где ездила тяжелая техника. Это не нарушение? Грунтовку, которая ведет от асфальтовой дороги к нашим улицам, КамАЗы вмиг разобьют. Значит, сюда не доберется "скорая", дети к школьному автобусу не подойдут нормально. А если сюда карьер расширится, так мы вообще будем отрезаны от мира, зажаты между Доном и котлованом, - перечислили местные жители, собравшие около 200 подписей за закрытие карьера.

Они хотят созвать депутатов на внеочередную сессию, чтобы изменить генплан и вернуть пустырь в земли поселения. Надеются, что так его нельзя будет отдать под карьер.

- Согласно ФЗ "О земле" и "О недрах", обладатель лицензии на пользование недрами имеет первоочередное право на аренду участка без конкурса, - возразил Александр Труфанов. - Зачастую люди путают понятия "земельный участок" (у которого могут быть разные владельцы) и "участок недр" (который принадлежит государству). Организация вкладывает средства в разведку месторождения, получает право пользования недрами и платит налоги и сборы в бюджеты всех уровней. Кто-то скажет: не будем трогать наши запасы, оставим полезные ископаемые потомкам. Но раз везде идет строительство, без песка не обойтись. И если не будет официальных карьеров, его станут добывать варварским способом. Вот где угроза для экологии! А при законной разработке технический проект учитывает все требования, в том числе по охране окружающей среды. Мы делаем проект рекультивации карьера, чтобы по окончании работ участок был пригоден для хозяйственной деятельности.

P. S.

Жители села к подобным заверениям относятся без доверия. И дело тут не в отношениях с конкретной фирмой. Просто реальность слишком часто расходится с законами, а слова с делами. Когда закрывали Журавскую школу, в ее здании обещали открыть "продленку" и Дом творчества. В итоге двери на замке. Обещали удобную перевозку школяров - но 30 ребят ездят в автобусе с 22 сидячими местами, малыши до трех часов дня ждут в чужом селе, пока кончатся уроки у старшеклассников. Люди давно просят построить в селе ФАП - медпункт ютится в аварийном здании без водопровода… Так что позиция журавцев понятна: раз нельзя ничего улучшить, так хоть хуже не делайте.

Официально

Каким должен быть "легальный" карьер, разъяснили в департаменте природных ресурсов и экологии Воронежской области.

"Законодательство не содержит запрета на поиск и оценку месторождений вблизи жилой застройки. При разведке же и добыче полезных ископаемых устанавливается санитарно-защитная зона по СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (для карьера нерудных стройматериалов - 500 метров, при отгрузке сырья транспортерной лентой - 100 метров. - Прим. "РГ"). Правила охраны газораспределительных сетей утверждены постановлением правительства РФ № 878 от 20.11.2000 года. Согласно приказу Ростехнадзора № 599 от 11.12.2013 года, горные выработки и проезды к ним в местах, представляющих опасность падения людей, машин и механизмов, должны быть ограждены и обозначены предупредительными знаками.

По ФЗ "О недрах" разработка месторождения полезных ископаемых ведется в соответствии с заранее утвержденным техническим проектом и иной проектной документацией <…>. Она определяет мероприятия по безопасному ведению работ, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности.

Пользование недрами без соответствующей лицензии карается штрафом в размере от трех до пяти тысяч рублей для граждан, от 30 до 50 тысяч - для должностных лиц и от 800 тысяч до одного миллиона - для юрлиц".