Дом в начале 1990-х строила фирма ОАО "Севастопольский маяк" - преемник советского завода "Маяк". До ума довели лишь первую секцию пятиэтажки, с двумя другими начались проблемы. Сменилось несколько подрядчиков, третья секция в итоге отошла военным, а вторая так и осталась недостроенной. Дольщики получили пустые коробки без отделки и коммуникаций.
- Когда мы заехали, здесь было как после войны - ни окон, ни дверей, - говорит житель дома Юрий Шестов. - Канализацию и водопровод провели до третьего этажа. Люди сами тянули трубы, подключали электричество и газ.
К началу 2000-х все квартиры были заселены, но "Севастопольский маяк" не спешил сдавать дом в эксплуатацию - фирма к тому моменту проходила через процедуру банкротства и уклонялась от обязательств перед дольщиками. Администрация Гагаринского района Севастополя поручила узаконить недострой последнему подрядчику - фирме "Адажио".
Жильцы рассказывают, что в 2006 году полностью прошли процедуру регистрации дома в БТИ и сами устраняли нарушения. Но полностью сдать дом не удалось, так как участок под ним в свое время не был оформлен "Севастопольским маяком". В 2010 году жители увидели в местной газете объявление о продаже их квартир на аукционе в Симферополе. "Квартиры самовольно заняты", - написали там. Выяснилось, что годом ранее дом все же был введен в эксплуатацию "Севастопольским маяком". Регистрацию в БТИ отменили, так как процедуру проходил подрядчик, а не застройщик. Но при этом все хранившиеся в БТИ документы использовали для повторной регистрации, не потрудившись пригласить на объект приемочную комиссию.
Подрядчиком вписали ЧП "Самерс", которое никакого отношения к строительству дома не имело. Фирма-банкрот получила права собственности на 19 квартир, в которых к тому моменту уже более 10 лет жили люди, заплатившие за долевое строительство.
Квартиры вошли в ликвидационный список предприятия, хотя по закону при банкротстве жилой фонд нужно было передать в коммунальную собственность. Затем шесть квартир с жильцами были проданы с молотка.
- Нас вынуждали еще раз купить собственное жилье, и некоторые так и сделали, - говорит жительница дома Елена Колбас.
Бесконечные жалобы, письма, обращения, суды, апелляции. У каждого хранится кипа документов - отражение его личной битвы с нечистой на руку фирмой. В доказательство своей правоты жильцы показывают договоры долевого строительства с чеками об оплате взносов - отпечатаны на машинке, бумага пожелтела. Но и их "Севастопольский маяк" пытался оспорить - дескать на документах стоит подпись не того должностного лица.
В 2013 году "Севастопольский маяк" заручился заочным (что само по себе выглядит издевательством) решением суда об освобождении самовольно занятых квартир, и семью Оксаны Дубовой из квартиры N40 выселили на улицу. Вещи без описи вывезли в неизвестном направлении. В квартире заперлись пятеро дюжих "охранников". Скандал мигом разлетается по Интернету, на него обращают внимание местные и киевские власти, вмешивается генпрокурор. Семье Дубовых возвращают ключи от дома, а с зарвавшейся фирмой начинает судиться городская прокуратура.
Довести судебные разбирательства до конца помешали события Крымской весны.
- Прокуратура нашла 14 серьезных нарушений в ходе введения дома в эксплуатацию, - говорит Юрий Шестов. - В конце 2013 года был подан иск в окружной административный суд, но не хватило одного-двух месяцев, чтобы победить - после Крымской весны суд упразднили, а дело убрали в архив. Рассыпались и иски прокуратуры об отмене результатов биржевых торгов и договоров купли-продажи шести квартир - согласно Арбитражному процессуальному кодексу РФ, прокурор не имеет право участвовать в делах о банкротстве.
Так все вернулось к исходной точке: собственником квартир остается "Севастопольский маяк", ничто не помешало его представителям обратиться теперь уже в российские суды и потребовать исполнения решений украинских судов 2012 года об освобождении жилплощади. В этом году в квартиры постучались судебные приставы УФССП России по Севастополю. Объяснили - есть решение суда, которое необходимо выполнять.
- Непонятно, почему исполнительная служба стала требовать освободить квартиры все по тому же заочному решению в пользу "Севастопольского маяка", который не является их собственником, - удивляется Елена Колбас. - Но нам говорят, что все по закону.
Чтобы отсрочить неизбежное, жильцы подают в суд на действия приставов, но решения оказываются не в пользу истцов. Соседи и товарищи по несчастью рассказывают, что на судах представители "Севастопольского маяка" заявляют, что фирма в России не перерегистрировалась и остается банкротом.
- Официально "Маяка" уже нет, но ведь недвижимость и территория завода никуда не делась - она оформлена на частные фирмы, на подставных лиц и продолжает сдаваться в аренду, - говорит Юрий Шестов. - В 2015 году несколько квартир, в том числе мою, передали в коммунальную собственность города. Теперь их должны распределить среди первоочередников. О нас речь не идет. Губернатор Сергей Меняйло нас заверил, что эти квартиры будут переданы нам, мол - не переживайте. Но пока это только слова.
Последнюю надежду люди связывают с помощью федеральный властей. Они отвезли в Москву свое обращение, которое было направлено в генпрокуратуру РФ.
- Мы требуем возбудить уголовное дело по факту мошенничества и присвоения чужого имущества, - говорит председатель ЖСК на Молодых строителей, 14, Оксана Дубова. - Люди построили этот дом и 20 лет содержат его.
А сейчас могут остаться без жилья. И непонятно, в каком суде нужно решить проблему.
Кстати
20 августа 2014 года существовавшая еще Севастопольская горгосадминистрация распоряжением N 235-ОД отменила распоряжение районной Гагаринской администрации N42-Р от 02.09.2009 о принятии в эксплуатацию дома по улице Молодых строителей, 14, на основании которого ОАО "Севастопольский маяк" оформил право собственности на квартиры.
Но это решение было оспорено в суде одним из жильцов, повторно выкупившим свою квартиру у "Севастопольского маяка". В первой инстанции он проиграл, подал апелляцию, и 17.08.2015 Севастопольский городской суд признал распоряжение N 235-ОД незаконным.
Эдуард Талпы, руководитель УФССП по Севастополю:
- Исполнительное производство по этому дому было открыто при Украине и возобновлено российскими судебными приставами. У нас есть семь исполнительных документов 2016 года, а также выданные ранее. Недавно произошла замена одной стороны - взыскателем теперь является не "Севастопольский маяк", а физические лица, которые выкупили квартиры. Неверно говорить, что наши действия по украинским решениям суда неправомерны. 6-ФКЗ четко разъяснил, что исполнительные документы, выданные судами Севастополя и Крыма при Украине, действуют. Приставы в этой ситуации находятся между молотом и наковальней. Одна сторона критикует нас за законные действия, другая обвиняет в бездействии. Мы рекомендуем людям обращаться в суд и просить приостановить исполнительное производство. Если говорить о процедуре, то сначала мы уведомляем и даем срок для добровольного выселения. Если это не сделано, пристав может направить уведомление, в присутствии понятых вскрыть двери и освободить помещение, переписав все имущество и оставив его на ответственное хранение.