26 июля УФАС по Удмуртии признало "Ижавиа" нарушителем закона "О защите конкуренции", так как компания, по мнению антимонопольщиков, умышленно препятствует работе в аэропорту Ижевска новых перевозчиков. С жалобой в УФАС обратились "Саратовские авиалинии", которые несколько лет добивалось права работать в Удмуртии, однако регулярно получали отказ от "Ижавиа". Последняя мотивировала это тем, что удмуртская воздушная гавань якобы не готова к увеличению интенсивности полетов. Теперь УФАС постановило устранить нарушения законодательства о конкуренции.
За ходом этого дела с интересом наблюдали многие жители Удмуртии, которым приходится часто летать в командировки или привыкли путешествовать. Еще в феврале 2011 года в Интернете появилась петиция к руководству ФАС России с требованием прекратить монополию "Ижавиа" на рынке авиаперевозок республики. Однако до последнего времени кардинального снижения цены на билеты так и не произошло.
Сегодня многие жители Удмуртии, которым нужно улететь, например, в Москву, предпочитают пользоваться услугами международного аэропорта Бегишево, расположенного в Тукаевском районе Татарстана примерно в 220 километрах от Ижевска. Даже с учетом затрат на бензин и платную парковку возле здания аэровокзала это выгоднее, чем напрямую.
Разница в цене на билеты, например, в Москву при вылете из аэропортов Ижевска и Бегишева может составить несколько тысяч рублей. Например, согласно данным интернет-сервиса Aviasales, при заказе билета "туда и обратно" в столицу России 30 и 31 июля из Бегишева на самолете авиакомпании S7 Airlines стоимость перелета от 9450 рублей. Цена аналогичного предложения "Ижавиа" по маршруту Ижевск - Москва - Ижевск начинается от 14 598 рублей.
Отпускникам также приходится пользоваться либо этой воздушной гаванью, либо отправляться дальше - в Казань. Международный терминал ижевского аэропорта, строить который начали в 1996 году, до сих пор не функционирует.
Михаил Маренников, руководитель УФАС по Удмуртии:
- "Ижавиа" нужно разделить на два юридических лица: аэропорт и авиаотряд. Существующее положение вещей тормозит развитие не только воздушной гавани Ижевска как современного авиахаба, но и экономики региона. Дальнейшее совмещение видов деятельности мы считаем недопустимым.