В Киргизии туберкулез перестал быть социальным заболеванием

За последние 15 лет, по данным минздрава Киргизии, отечественным фтизиатрам удалось сделать существенный рывок в диагностике и лечении туберкулеза легких. По статистике, в 2001 году уровень заболеваемости в стране составлял 167,8 человека на 100 тысяч киргизстанцев, однако к 2016 году эту цифру удалось снизить почти в два раза - до 96 человек. Смертность от различных форм туберкулеза снизилась более чем в 4 раза - с 27 случаев до 6,3 случая на 100 тысяч человек.

- Никогда бы не подумала, что придется почти три года бороться за жизнь, столкнувшись с этим заболеванием, - призналась "РГ" пациентка Бишкекского центра борьбы с туберкулезом Татьяна Михайлова (по просьбе респондента фамилия и имя изменены. - Прим. ред.). - В 2013 году у меня родилась дочь. Казалось, жизнь прекрасна. Я нянчила ребенка и не подозревала, что через несколько месяцев после обычного обследования в поликлинике мне вынесут страшный диагноз - туберкулез. Несколько недель меня мучал кашель, однако я списывала это на перенесенную недавно простуду. Однако с каждым днем он только усиливался. Начали беспокоить боли в грудной клетке. Признаться честно, мало что знала об этом заболевании, поэтому не придавала лечению особого значения. Никто из родных и знакомых никогда не болел туберкулезом, да и я считаю себя человеком из благополучной семьи.

Осенью 2013 года Татьяне назначили курс лечения от чувствительной формы туберкулеза (когда организм человека восприимчив к лекарственным противотуберкулезным препаратам), который подразумевает прием четырех лекарств, два из которых отразились на организме женщины в виде побочных эффектов: постоянно кружилась голова, ощущалась слабость, от лекарств тошнило. Медикаменты необходимо было принимать всего 6 месяцев, однако примерно на четвертом месяце Михайлова сорвалась - прекратила лечение, почувствовав себя лучше. Спустя какое-то время история повторилась, поскольку женщина понадеялась на народные методы лечения, начав принимать измельченные добавки в пищу и отказавшись от медикаментов. К декабрю 2014 года ей стало совсем плохо.
- После очередной флюорографии у меня диагностировали форму туберкулеза с множественной лекарственной устойчивостью (МЛУ-ТБ), которая гораздо опаснее чувствительной формы, - признается Татьяна. - Пришлось на два месяца ложиться в противотуберкулезную больницу в Кара-Балте. Однако третий раз наступать на свои же грабли я не захотела и приняла твердое решение - выздороветь во что бы то ни стало. Да, тяжело ежедневно принимать по 15-20 сильнодействующих таблеток и ходить на уколы, от которых на ягодицах остаются внушительные синяки, однако я сама виновата в том, что допустила рецидив. После был еще один курс лечения. Далее - амбулаторный курс в Центре борьбы с туберкулезом в Бишкеке, который я прохожу до сих пор.

Лечащийся - безопасный

- Каждый человек, заподозривший неладное, должен сразу обратиться к врачу и пройти диагностику, - советует директор проекта "Победим туберкулез" Айнура Ибраимова. - Если диагноз подтвердится, ни в коем случае нельзя прерывать лечение, иначе вероятность того, что чувствительная форма перейдет в лекарство-устойчивую форму, увеличивается в разы. В этот момент вокруг больного важно создать соответствующую атмосферу, объяснить важность завершения полного курса лечения. В обществе должно закрепиться знание того, что человек перестает быть опасным, как только начинает лечиться от туберкулеза.

Открытая форма инфекции (БК+), по словам Айнуры Ибраимовой, в считанные дни становится закрытой (БК-). К сожалению, констатирует она, сегодня от одного только слова "туберкулез" люди шарахаются как от проказы. Это вызывает состояние стресса, который усугубляет самочувствие больного, еще более подрывая иммунную систему человека. Но есть и другие факторы.
- Я знаю несколько довольно известных людей, которые переболели туберкулезом, в том числе дети министров, другие благополучные граждане, - говорит Айнура Ибраимова. - Крайне сложно подвигнуть людей на лечение от туберкулеза до тех пор, пока будет существовать серьезный уровень непонимания со стороны гражданского общества. Во всех областях страны сегодня наблюдается высокий уровень дискриминации людей, болеющих туберкулезом. Мы стараемся бороться с этим явлением и поддерживать больных туберкулезом всеми возможными способами.

Мутирующая инфекция

- Несмотря на тенденцию к снижению по основным показателям туберкулеза, уровень заболеваемости и смертности в Киргизии остается на довольно высоком уровне, - подчеркивает Абдулаат Кадыров, директор Национального центра фтизиатрии при министерстве здравоохранения КР. - Прогресса в лечении туберкулеза удалось добиться во многом благодаря улучшению диагностики заболевания. С 2011 года в Киргизии внедрены новые молекулярно-генетические методы, которые позволяют в течение двух часов выявить наличие опасных бактерий и определить чувствительность или устойчивость к одному или нескольким препаратам.

Тем не менее и в Киргизии, и в других странах наблюдается тенденция к увеличению заболеваемости МЛУ-ТБ. Ежегодно в мире регистрируют примерно 500 тысяч новых больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью.

- В Европе проводили исследование, которое показало, что в 30-40 процентах случаев заболеваемости формой с МЛУ идет естественная мутация микроорганизмов, - поясняет Кадыров. - Также существуют две "искусственные" причины роста заболеваемости лекарство-устойчивой формой, связанные с человеческим фактором. Первая - это неадекватное лечение, когда больной поступает с чувствительной формой, во время интенсивной или поддерживающей фазы бросает прием лекарств. В основном люди срываются, уже находясь на амбулаторном лечении, не понимая, что процесс приема лекарств должен быть комплексным. В этот период палочка Коха начинает привыкать к препаратам, концентрации необходимых медикаментов в крови становится недостаточно и в организме начинается мутационный процесс, идет переход от чувствительной формы к МЛУ. Второй "искусственной" причиной ВОЗ называет несоблюдение мер инфекционного контроля. Больные каждой из известных нам форм туберкулеза должны лечиться в разных зданиях, отделениях, эти люди не должны контактировать между собой, однако иногда нормы нарушаются и происходит внутрибольничная передача инфекции.

Внимание, симптомы! 

Повышенная утомляемость, слабость (особенно с утра), снижение работоспособности, бессонница и потеря аппетита. Человек стремительно теряет вес, постоянно выглядит бледным. Повышение температуры: чаще всего температура тела незначительно повышается к вечеру или ночью. Процесс сопровождается потоотделением и ознобом. Постоянный сухой кашель, усиливающийся
ночью и утром. Со временем кашель становится влажным, с выделением мокроты. Если процесс не прекращается более 3 недель - это явная причина обратиться к врачу и провериться на туберкулез легких. Кровохарканье после приступа кашля.

Кстати

Курс лечения пациента с чувствительной формой туберкулеза обходится государству в 50 долларов, МЛУ - 5-6 тысяч долларов, ШЛУ (широкая лекарственная устойчивость) - 8-16 тысяч долларов. Чувствительную форму туберкулеза лечат 6-8 месяцев, МЛУ - 20-24 месяца, ШЛУ - 32-34 месяца.

Диета опасна

Если вплоть до конца XX века чахотку относили к социальной болезни, то в наши дни под прицелом палочки Коха, основного возбудителя заболевания, находится каждый, независимо от социального статуса, материального достатка и положения в обществе. Обладая скрытыми симптомами, заболевание подстерегает людей с ослабленным иммунитетом. Мало кто знает, но туберкулезом инфицирована почти треть населения Земли. Возбудитель заболевания может жить в организме человека десятилетиями, и при этом носитель инфекции будет считаться абсолютно здоровым и чувствовать себя отлично.

Особенно рискуют подцепить заразу представительницы прекрасного пола, постоянно сидящие на различных диетах. Воздержание от пищи негативно сказывается на иммунной системе, которая охотно реагирует на кризисное состояние и провоцирует палочки Коха на активные действия. Среди прочих групп риска - люди, недавно перенесшие операцию, беременные женщины, диабетики и ВИЧ-инфицированные. К этой категории также относятся мигранты, условия проживания и питания которых известны всем. Заключенные и люди, освободившиеся из мест лишения свободы, находятся в группе риска по умолчанию: скученность проживания, сырость, плохое питание и отсутствие доступа к полноценному медицинскому обслуживанию дают свои результаты.