Как рассказал "РГ" сам Антон Морозов, с Леной они познакомились в школе 4,5 года назад. В мае молодые люди решили пожениться и обратились в Дом бракосочетания на Малой Покровской. Однако принять у них документы сотрудники ЗАГСа отказались. Якобы влюбленные не могли сами расписаться в бумагах. Им посоветовали обратиться к нотариусу, который должен был присутствовать как при подаче заявления, так и на самой церемонии.
- Мы были просто в шоке, после этого обзвонили еще четыре районных ЗАГСа и везде получили отказ, - вспоминает Антон Морозов. - Такого никак не ожидали, у нас есть знакомые слабовидящие пары, все они поженились без проблем. В итоге по совету друзей обратились в ЗАГС Дзержинска (второй по величине город Нижегородской области. - Прим. "РГ"). Там нам сказали, что достаточно будет иметь при себе факсимиле. Свадьба должна состояться в сентябре.
По словам Антона, они с Еленой хоть и незрячие, но ведут полноценный образ жизни, закончили школу и колледж с отличием и уж расписаться в документах точно могут.
- А если чиновники переживают, что мы не увидим текст, который подписываем, то пусть напечатают его шрифтом Брайля! К тому же с нами будут родственники, близкие люди, которые точно не допустят никаких махинаций, - возмущается молодой человек.
В главном управлении ЗАГС Нижегородской области "РГ" сделали вид, что не понимают, почему поднялась шумиха, никто будущим молодоженам в подаче заявления не отказывал.
- Пара инвалидов по зрению подала заявление на брак еще в начале июня в Дзержинске. Заявление у них принято. Дата и время назначены те, которые хотели молодожены, - отметила руководитель управления Ольга Краснова. - В нижегородский Дом бракосочетания эта пара заявление не подавала. Также нет официального, то есть письменного отказа. Что рассматривать мы должны, я не понимаю...
Однако оговорку все-таки сделала. "Мы можем сейчас говорить только о том, что они все-таки обращались в нижегородский Дом бракосочетания, где им и были даны разъяснения, как действовать дальше. Если граждан не удовлетворяет разъяснение сотрудника ЗАГСа, то они могут обратиться либо к нам, в главное управление, либо в минюст. К нам обращений не поступало. Мы сами по себе ничего не придумываем, мы исполнительный орган". И прикрылась статьей 160 Гражданского кодекса РФ. Таков, мол, механизм. Он действует по всей России.
Возможно, механизм во всех регионах один и тот же. Только люди разные.
И они находят возможности помогать людям. Как пояснила "РГ" адвокат Олеся Шулева, в соответствии с пунктом 3 статьи 160 ГК РФ (письменная форма сделки), если гражданин вследствие физического недостатка, болезни или неграмотности не может собственноручно подписаться, то по его просьбе сделку может подписать другой гражданин. Подпись последнего должна быть засвидетельствована нотариусом. А в соответствии со статьей 84.1 "Основ законодательства РФ о нотариате" для инвалидов по зрению предусмотрено особое право на создание специальных печатей с факсимиле.
- Но хочу отметить, что как статья 160 ГК РФ, так и специальная норма о факсимильной подписи действуют только лишь если гражданин сам не может поставить свою подпись. Если гражданин может поставить свою подпись на заявлении о регистрации брака, то никто не может понуждать его делать это нотариально или с использованием факсимиле, - заявила Олеся Шулева. - Более того, даже в отношении финансовых сделок закон лишь предоставляет право инвалиду воспользоваться такой факсимильной подписью, но никак не обязывает его это делать.
Отметим, что произошедший в Нижнем Новгороде случай далеко не единственный по стране. В прошлом году в Казани ЗАГС отказал в регистрации брака инвалиду по зрению. Паре пришлось ждать вмешательства прокуратуры, которая и потребовала зарегистрировать брак и наказать виновных.
Случай в Нижегородской области - рутина формального отношения к незрячим. Именно так я расцениваю ответ минюста, куда сразу после скандала в Дзержинске обратилась с просьбой помочь не только новобрачным в Нижегородской области, но подойти к проблеме концептуально. Мне ответили, что по закону с согласия незрячих другие люди могут расписаться за них в документах, а подпись должен заверить нотариус. Таково положение Гражданского кодекса РФ. Но тогда, например, мой брак, как и сотен других, недействителен, поскольку заключен без так называемых рукоприкладчиков и нотариуса.
Как председатель комиссии Общественной палаты России по поддержке семьи, детей и материнства я обратилась к министру юстиции России Александру Коновалову с просьбой разобраться в подобной, оскорбляющей незрячих людей трактовке закона. Ведь отсутствие зрения не говорит о том, что человек не может сам подписаться. При этом ни Семейный кодекс РФ, ни Закон "Об актах гражданского состояния" не содержит требований о присутствии нотариуса при регистрации брака. В этом смысле незрячие такие же граждане, как и все остальные. И я прощу министра юстиции Александра Коновалова устранить законодательную дискриминацию, делающую незрячих неравноправными.
Подготовил Владимир Емельяненко