Ленинский районный суд Костромы по иску местного жителя Сергея Шкаликова наказал коммерческий банк за "психологическое давление", которое сотрудники кредитного учреждения незаконно оказывали на него при попытке взыскать с мужчины чужой долг.
Как выяснилось во время судебного разбирательства, с марта 2015 года на телефон Шкаликова начали поступать назойливые звонки от сотрудников кредитной организации. В будни мужчине звонили с 8 до 20 часов, в выходные - с 9 часов. Звонки поступали постоянно: во время работы и отдыха, и в тот момент, когда костромич находился за рулем. Всего на момент составления иска он насчитал более 80 звонков с 36 телефонных номеров, закрепленных за банком.
Поводом для обращений коллекторов стало заявление о реструктуризации долга, которое юрист Шкаликов направил в банк в интересах одной из своих доверительниц, опрометчиво оставив на бланке документа свои контактные данные. При этом сам юрист денег у банка не брал, финансовым поручителем не являлся и никаких полномочий на погашение долга не имел.
- Злоупотребив предоставленной информацией, сотрудники банка каждое утро, начиная с 8:05, задают истцу одни и те же вопросы и требования: "Вам знакома должница? Позовите ее! Как часто вы с ней встречаетесь? Вы передали ей наше требование о погашении долга? - сообщили в суде.
Истец пояснил, что, будучи юристом, он вынужден по работе отвечать на все входящие звонки. Как только из банка поступало очередное назойливое обращение, он вносил номер в число заблокированных, но взыскатели долга постоянно открывали новые номера и продолжали ему звонить.
Телефонные преследования продолжались несколько месяцев. Доводов о том, что никаких финансовых полномочий, кроме решения вопроса о реструктуризации долга, у юриста не было, в банке не принимали и продолжали звонить.
Через три месяца бесед с коллекторами, применявшими при телефонных звонках, как выяснила судебная экспертиза, методы "психологического давления", юрист заболел и попал в больницу. Врачи выяснили, что ухудшение состояния здоровья мужчины было спровоцировано длительной стрессовой ситуацией, вызванной регулярными телефонными звонками из банка.
Выписавшись из больницы, Сергей Шкаликов подал на банк в суд, представив медсправки и аудиозаписи телефонных переговоров и потребовав от банка компенсации морального вреда в 300 тысяч рублей за назойливые звонки.
В суде представитель банка признал, что никаких договорных обязательств с истцом у кредитного учреждения не было. Доказательств того, что сотрудники банка имели право требовать с представителя погашения чужой кредитной задолженности, тоже не оказалось. Тем не менее, звонки от коллекторов истцу продолжались даже во время судебных заседаний.
- Объясняя назойливость и раздражительность взыскателей в разговорах со мной, представитель ответчика пояснил, что я, по их мнению, "тоже издевался" над коллекторами. Это якобы выразилось в том, что когда они спросили меня, какой телефон у моей доверительницы, я в одном из разговоров ответил: "красненький", - пояснил Сергей Шкаликов.
По итогам рассмотрения дела суд взыскал с банка 85 тысяч рублей в пользу истца за нанесенные нравственные страдания. Только после этого звонки прекратились. Обжаловать решение ответчики не стали.
Апелляционную жалобу подал лишь истец, недовольный размером назначенной судом материальной компенсации. Он указал, что 3 июля этого года президент России подписал закон "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности", согласно которому коллекторам запрещено звонить должникам чаще одного раза в день и двух раз в неделю, а также пользоваться методами физического и психологического давления при общении с должником. Штраф за нарушение этих требований может составить до 2 миллионов рублей.
В ближайшее время апелляцию по делу о коллекторах рассмотрит Костромской областной суд.