ЕГЭ предложили усовершенствовать

Рособрнадзор начал сбор предложений по усовершенствованию единого госэкзамена. Но изменения уже просматриваются.

Так, в ближайшее время исчезнут задания с выбором ответов в ЕГЭ по химии, физике, биологии. Единый госэкзамен по иностранным языкам станет обязательным, а в перспективе на некоторых экзаменах может появиться устная часть. В Российский академии образования сообщили, что устная часть по русскому языку уже разрабатывается экспертами. Скорее всего, вначале технологию отработают на экзаменах в девятом классе. А потом уже будут менять ЕГЭ в одиннадцатом.

Еще одна возможная новация - дифференцированная оценка за сочинение. Сейчас ученики получают за сочинение "зачет-незачет" и получается, что проверяют сочинение дважды - в школе и вузе, если он сочтет это нужным.

"РГ" поинтересовалась у своих экспертов и читателей, что и как надо изменить в ЕГЭ, чтобы он стал объективнее и удобнее для учеников и педагогов.

мнения

Виталий Костомаров, президент Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина:

- Главное, чему должна научить школа, - говорить так, чтобы тебя поняли. И не так уж важно, какими способами мы пользуемся для этого. Важна не зубрежка правил грамматики, а умение пользоваться языком. К сожалению, на уроках этому не учат, мы уходим в детали, отвлекающие от дела, а дискуссии сводятся к вопросу, как правильно говорить: "последний" или "крайний". Хотя тот, кто владеет речью, мог бы уйти от этого, спросив: "А за кем я буду?". Правила, конечно, нужны, но они не могут быть содержанием обучения. Чтобы научить детей говорить, нужны другие учебники, программы. Надо переучить педагогов, которые сейчас иной раз и сами не в состоянии объяснить материал так, чтобы его поняли дети.

Татьяна Апостолова, доцент кафедры методики преподавания истории, обществознания и права Московского городского педагогического университета:

- В единый экзамен по истории нужно вернуть часть заданий, которые позволяют проверить знание фактуры, событий, имен. Эти задания были в части А. Их несправедливо называли "угадайкой". Попытки включить эти задания в часть В считаю неудачными. Нельзя ставить в одну строку дату Карибского кризиса и год основания Москвы. Это некорректно прежде всего по отношению к выпускникам. Историю сдают не так много школьников. В этом году таких было 22 процента, и подавляющее большинство прекрасно знают и то, и другое.

Если мы убрали из вопросов фактуру, то на каком основании пишется историческое сочинение? Оно должно опираться именно на факты и события.

В ЕГЭ появились вопросы по всеобщей истории. Зачем? Так подробно, как мы, всеобщую историю не учат нигде в в мире. Не очень понятен подбор вопросов по всеобщей истории. Я понимаю, если это будет падение Византии, оказавшее влияние на нашу историю. Но для чего школьникам так подробно учить чужие парламенты и революции? Нам бы свою историю хорошо знать. Что касается возможного появления устной части на ЕГЭ, то не уверена, что она нужна. Если ученик знает материал, ему все равно: отвечать устно или письменно.

Кирилл Семенов, директор Специализированного учебно-научного центра (СУНЦ) МГУ:

- Сегодня обязательны только ЕГЭ по двум предметам - русскому языку и математике. По остальным предметам теоретически экзамены можно не сдавать. В итоге получается так, что если твоим ученикам не надо сдавать экзамен по предмету, то и не надо их этому предмету всерьез учить. Пропадает главный стимул к добросовестному труду у учителя.

У школьников отношение такое же: надо сдать ЕГЭ - учат предмет, нет - не напрягаются. Разумно, чтобы аттестация в школе была по всем предметам, а ЕГЭ надо выводить из школы, проводить в независимых от школ центрах и только для тех, кто хочет поступать в вузы. Возможно, при этом разрешить сдавать ЕГЭ несколько раз. Нынешние варианты ЕГЭ по математике таковы, что аттестат за 11 классов можно получить, решив 4 задачи уровня 4-5 класса, и это категорически неправильно.

Разделение ЕГЭ по математике на базовый и профильный экзамен не нужно. Базовая математика в одиннадцатом классе проще, чем экзамен в девятом. Смысл в таком "базовом" экзамене отсутствует. Думаю, ЕГЭ по математике должен быть единым и проводиться только для тех, кто желает поступать в вузы.

Наталья Казакова, учитель русского языка и литературы гимназии 40, Калининград:

- В ЕГЭ по русскому не нужны задания с выбором ответов. Очень трудны для учеников вопросы, связанные с грамматикой. Упор, думаю, надо сделать на проверку речевой грамотности, правописания. В последние два года в тестах этому стало уделяться больше внимания. У меня вызывают сомнения задания на орфоэпию. Когда мы ребятами открываем орфоэпический словарь, видим, как сильно отличается ударение от нормы, прописанной в словаре. Получается, детям надо заучить наизусть слова, которыми они не пользуются. Типа йогУрт и тЕфтели.

Неплохо было бы пообщаться на экзамене с учеником устно. Но как это сделать? Может быть, давать текст, а потом просить пересказать его своими словами под аудиозапись? Что-то похожее есть на экзаменах в 9-м классе, когда ребятам дается изложение, и надо пересказать его своими словами. Правда, сделать это предлагается письменно.

С устной речью ситуация сложнее. Наши десятиклассники сдают региональный экзамен по литературе, и впечатление у педагогов такое, что многие буквально двух слов связать не могут. Понятно, что надо больше говорить на уроках. Только когда? На русский язык в 10-м классе отводится всего 1 час.

Инфографика РГ/Леонид Кулешов/Наталья Ячменникова