02.08.2016 19:15
    Поделиться

    ОНФ: Наши контролеры приходят и лично смотрят все на местах

    Глава Центра "Народная экспертиза" ОНФ Николай Николаев о том, как выполняются майские указы президента
    Общероссийский народный фронт, лидером которого является президент Владимир Путин, принимает непосредственное участие в мониторинге реализации поручений главы государства. О том, как выполняется блок майских указов главы государства, "РГ" рассказал глава Центра "Народная экспертиза" ОНФ Николай Николаев.

    Николай Петрович, прошло больше четырех лет с того момента, как Владимир Путин подписал майские указы, направленные на совершенствование социальной политики, здравоохранения и многих других сфер жизни в России. Как бы вы могли оценить ход их выполнения в целом?

    Николаев: Основная цель Центра "Народная экспертиза", как и ОНФ в целом, - качественно реализовывать в срок те задачи, который ставит перед нами наш лидер. Безусловно, это касается и майских указов. Но здесь нужно учитывать, что за четыре года в развитие этих указов было выпущено немало дополнительных поручений по итогам общения Владимира Путина с активистами Народного фронта на различных форумах. Мы постоянно занимаемся мониторингом их выполнения и видим, что, невзирая на изменения в экономической ситуации, есть движение по всем направлениям, и люди замечают изменения. Но есть и еще одна важная цель: достигнутые изменения должны стать необратимыми. Например, мы не просто достигаем, скажем, к 1 января стопроцентную доступность дошкольного образования, но и не отходим от нее дальше. Не расслабляемся. То же касается и расселения аварийного жилья, и многих других вопросов.

    Аварийное жилье постоянно на слуху: то тот, то другой регион не справляется с программой расселения. Так ли это?

    Николаев: Согласно нашим данным, на сегодняшний день целевой показатель 2016 года менее чем на 10 процентов исполнили 45 регионов. 15 из них вообще не приступили к расселению в этом году. Есть традиционно отстающие субъекты, например, Карелия или Забайкальский край. Настораживает и то, что появились регионы, которые неожиданно показали резко отрицательную динамику. Возьмите Иркутскую область: в 2014 году план расселения был перевыполнен, в 2015 году выполнен на 95 процентов. Сейчас идет отставание некоторых муниципалитетов от реализации плана более чем на 3 месяца. Но контрагентом Фонда содействия реформированию ЖКХ в этом вопросе является регион, ответственность нести ему в целом. Мы постоянно работаем с минстроем и Фондом ЖКХ, наши активисты выявляют недостоверную информацию, которую регионы публикуют на официальном портале "Реформа ЖКХ". Профильные министерства и ведомства довольно жестко реагируют на наши сигналы. Наш центр даже предложил выделить в отдельную группу регионы, которые не справляются с программой расселения, чтобы федеральные и региональные власти в ручном режиме вели совместную работу для исправления ошибок.

    А есть ли у вас статистика по регионам-отличникам, которые успешно продвигаются по всем направлениям майских указов? Или, наоборот, по абсолютным аутсайдерам?

    Николаев: Знаете, абсолютных чемпионов или отстающих невозможно назвать. Мне кажется, что здесь очень важна эффективность самих губернаторов, которые отвечают не только за выполнение майских указов, но и за многие другие вопросы, связанные с поручениями президента. Мы не раз говорили о том, что систему оценки их эффективности необходимо совершенствовать. ОНФ работает над предложениями в этой области.

    Какую бы вы могли дать общую рекомендацию губернаторам для успешной реализации майских указов и поручений президента?

    Николаев: Обязательно должен преследоваться принцип максимальной открытости информации, которую необходимо сделать доступной для каждого человека, а не только для чиновников. И тогда мы с вами, активные граждане, сможем проанализировать, насколько она корректна. Возьмем, например, тему поддержки людей с инвалидностью. Сейчас реализуется проект по созданию электронного реестра. Он должен заработать с 1 января 2017 года. Мы настояли, чтобы это был не просто реестр, а система, которая подразумевает создание, в том числе, личного кабинета. Чтобы человек мог не просто воспользоваться услугами в электронной форме, но и проконтролировать, не выписали ли ему лишнее лекарство, все ли корректно и так далее. Получается система публичного контроля, которая в разы повышает эффективность реализации тех или иных программ. Если чиновник знает, что вся информация о его деятельности будет открыта, он тридцать три раза подумает, прежде чем допустить какое-то нарушение. Это и есть общий принцип.

    И сейчас, по сути, этот принцип переходит из ОНФ в "Единую Россию"?

    Николаев: Конечно. Вы знаете, например, что недавно были образованы четыре мониторинговые группы по контролю за исполнением правоприменительной практики законов о торговой деятельности, экологии и сохранении лесного фонда страны, создании лесопарковых зеленых поясов вокруг крупных городов и мегаполисов и закона о вовлечении в оборот неиспользуемых земель сельхозназначения. Одну из этих групп, а именно по исполнению законодательства о вырубке и восстановлении леса, поручили возглавить мне. И там принцип работы абсолютно такой же. Мы знаем, что в регионах, которые богаты лесом, есть много активистов, которые часто под угрозой для собственной жизни вмешиваются в какие-то нарушения, обращаются в правоохранительные органы. А все потому, что ситуация с вырубкой и восстановлением лесов на сегодняшний день крайне не прозрачна. Если мы сможем добиться, чтобы вся информация о действиях лесопользователей была в обязательном порядке публичной, то тогда действия активистов будут эффективнее, и их обращения в правоохранительные органы очевидны. И в таком случае "серым" лесорубам тоже придется тридцать три раза подумать над своими действиями. Мы должны будем оценить, насколько регионы готовы к реализации такой политики в сфере защиты леса. К началу сентября мы сформируем доклад, который будет направлен и представлен президенту страны.

    Примечательно, что Владимир Путин не раз говорил: реализация майских указов должна фиксироваться не только процентными показателями, но реальными положительными изменениями. Как общественным контролерам все-таки зафиксировать эту реальность?

    Николаев: Очень просто: прийти и посмотреть. Возьмем, например, детские сады. Можно в принципе достигнуть стопроцентной доступности, сравнив количество созданных в них мест с количеством детей в регионах, и сказать, что вот она - стопроцентная доступность. Но так ли это на самом деле? В любом регионе много населенных пунктов. И если где-то сдано избыточное количество мест, а где-то детям по-прежнему не попасть в детский сад, то о какой полной реализации может идти речь? Вот это и есть реальность. Поэтому наши контролеры приходят и лично смотрят все на местах. Ведь перед нами стоит задача, чтобы показатели, которые мы используем, были максимально приближены к действительности. Только тогда общественный контроль действительно станет неотъемлемой частью культуры нашего общества, в результате чего эффективность нашего государства поднимется в разы. Само общество будет поддерживать эту эффективность.

    Поделиться