Новости

02.08.2016 10:20
Рубрика: Экономика
Проект: В регионах

Не только огурец

Древнему Суздалю "выращивают" современный бренд
Парадокс, но Суздаль - один из главных и самых старых туристических центров страны, в котором с 1960-х годов побывали миллионы отечественных и зарубежных туристов, - не имеет логотипа, или, выражаясь более современным языком, бренда. Как выяснила корреспондент "РГ", вскоре он должен появиться, но споры о том, каким именно его сделают, продолжаются.
 Фото: Владимир Смирнов/ РГ Суздальский бренд решено выращивать так же бережно и кропотливо, как знаменитые местные огурцы. Фото: Владимир Смирнов/ РГ
Суздальский бренд решено выращивать так же бережно и кропотливо, как знаменитые местные огурцы. Фото: Владимир Смирнов/ РГ

Речь идет не просто о картинке. Это, как утверждает специалист по брендированию малых городов Наталья Рыбальченко, - суть индивидуальность, философия территории. С брендом связаны такие понятия, как личностный рост и добавочная стоимость. Это осознание жителями и бизнесом своего места и новая энергия, которая двигает город вперед.

Прослеживается прямая взаимосвязь между имиджем и инвестированием. Пример тому - старинный ярославский город Мышкин. До того, как он обрел свой бренд, его посещали шесть тысяч туристов в год, сейчас 191 тысяча - по 19 человек на каждого жителя. А в "Столице Золотой хохломы" городе Семенове Нижегородской области после брендирования количество гостей выросло с 20 тысяч до 100. Суздаль же сегодня теряется в рекламном буме других муниципальных образований. А в результате может утратить позиции, завоеванные за десятилетия.

Существуют два варианта разработки бренда. Можно заказать "городскую концепцию" в одном из множества специализирующихся на этом рекламных агентств, заплатить немалые деньги за конечный результат и затем навязать его жителям. Но есть опасность, что бренд, не выстраданный сообществом, не приживется. И сама идея будет похоронена на долгие годы. Поэтому власти решили опираться в этом вопросе на представления и мнения людей. Образно говоря, выращивать бренд бережно и кропотливо, как знаменитый суздальский огурец.

Для выполнения этой сложной задачи пригласили фирму, имеющую опыт такой работы. И делать из нее секрета не стали, обнародовав поучительные примеры на встрече с городской общественностью. Так, благодаря бренду "Город звука", до которого те же специалисты "дорастили" подмосковный Клин, здесь строится студия звукозаписи и открыта школа диджея в придачу к действующему музею Петра Чайковского.

Осаждавшие калужский Козельск татаро-монголы назвали его злым городом. От того времени ничего не сохранилось. Но переосмысление исторической правды натолкнуло на идею создания в городе оригинального парка средневековых машин и катапульт. А на станции Коноша, стоящей на перекрестке железнодорожных магистралей в Архангельской области, раньше люди теряли по 5-6 часов в ожидании поезда. Теперь "туристы поневоле" могут с пользой провести свое время в "железнодорожном диснейленде". Его ресурсом стала площадка со списанной техникой разных лет.

Фактически из ничего выросла современная концепция моногорода Сясьстрой в Ленинградской области. Таким названием туристов привлечь сложно. Учитывая, что в нем располагался крупный ЦБК, для бренда было придумано альтернативное имя - "Бумажный город на реке Сясь". Здесь открыли музей бумаги, построили картонный лабиринт для детей, установили соответствующие скульптуры и организовали фестиваль бумажных корабликов. А еще планируют наполнить новым содержанием старые деревянные дома на улице Бумажников.

Есть опсность, что бренд не выстраданный сообществом не приживется. И сама идея будет похоронена на долгие годы

Последняя работа имиджмейкеров городов и весей - Архангельская область. Но, по их мнению, в разнообразии и количестве впечатлений маленький Суздаль не уступает этой самой большой области европейской части России. Здесь и древние соборы с монастырями, и музей деревянного зодчества, и множество фестивалей, и знаменитый праздник огурца, и много чего еще… В городе стихийно сформировались локальные бренды, связанные с архитектурой, личностями и событиями.

Однако вопрос, что такое Суздаль, многих заводит в тупик. Специалисты увидели сразу много смыслов, устоявшиеся традиции, пестрый набор ожиданий и интересов разных слоев населения. Осмыслить и собрать все по крупицам в единственный фирменный стиль, чтобы при этом не осталось за бортом важное, - невероятно сложная задача. Для этого нужно провести что-то вроде инвентаризации города.

В Суздале 11 тысяч жителей, из них три тысячи человек - молодежь. Ежегодно сюда приезжают миллион отечественных и 40 тысяч иностранных туристов. Среди минусов - отсутствие других достопримечательностей, кроме музеев. Опыт предыдущей работы и глубинный замер запросов туристов показали, что их предпочтения изменились. Люди хотят прогулок под открытым небом, исторических интерактивных парков. Словом, чувствовать город, видеть красоту, слышать тишину, осязать пространство, вкушать гастрономию.

А чего хотят сами горожане? Власти отметили, что и отношение местных жителей к проблеме стало иным. Если бы полтора года назад их пригласили на семинар-тренинг по формированию бренда малого города, выступать было бы просто не перед кем. На этот раз конференц-зал Главного туристического комплекса оказался полон. В ходе "мозгового штурма" по формулированию бренд-концепции для города-музея владельцы местного бизнеса, учащиеся, ремесленники, сотрудники местной администрации и приглашенные специалисты разбились на семь групп по заданным темам, предложенным ими же самими, и на личном опыте убеждались, как это сложно.

- В маленьком городе живет большое искусство - искусство живописи, кино и даже гастрономии, - напомнил заслуженный реставратор РФ Виктор Астафьев.

- Музеев много, а знаменитых - единицы. Суздаль - город, в котором можно прожить историю. Это музей под открытым небом, - отметили его оппоненты.

- Лучший бренд для Суздаля - это город-фестиваль! - настаивала столичный тележурналист Маша Шахова. - Это дает приток туристов и развитие бизнеса, которое всегда можно планировать.

И это только начало. По словам Натальи Рыбальченко, "вынашивание бренда города" - длительный процесс, который, как правило, растягивается на срок от девяти месяцев до года. Но специалисты верят, что на улицах древнего города появятся билборды с его неповторимым логотипом.

Мнение

Олег Моисеев, специалист по продвижению территорий, экс руководитель пресс-службы Ростуризма:

- Чтобы сделать убедительный бренд, нужно все осмыслить, провести инвентаризацию. В отношении Суздаля возникает не менее 20 смыслов, и важно понять все, что стоит за брендом. Это не только знаменитый огурец, но и замечательная застройка, и памятники, и самая популярная съемочная площадка России. Благодаря этому мы сможем раскрыть все перспективные направления и возможности города. Но обязательно - в живом диалоге. Будем дорабатывать, обсуждать, проводить отдельные презентации для молодежи, турбизнеса. Очень многое зависит от самого города, но шансы, что эта работа будет доведена до конца, велики.

Экономика Туризм Филиалы РГ Центральная Россия ЦФО Владимирская область Развитие туризма в России Россия. Это надо видеть
Добавьте RG.RU 
в избранные источники