Это случилось еще в 2013 году, и решение давно вступило в силу, однако до сих пор не исполнено. В причинах разбирался корреспондент "РГ".
Действующий полигон ТБО, куда вывозят мусор из областного центра, построили в 1973 году. Нагрузка растет, состав отходов меняется. Из них здесь уже образовалась гигантская куча высотой 32 метра. Еще лет 20 назад (!) после планового обследования эксперты пришли к выводу, что площадка нуждается в срочной санации и рекультивации. Другим вариантом стало закрытие объекта. Однако в отсутствие альтернативы власти продлили срок службы, благо закон это позволял.
В 2001 году при мэрии создали межведомственную комиссию, разработавшую поэтапный план решения проблемы. Позднее он лег в основу целевой программы, утвержденной депутатами горсовета и рассчитанной до 2018-го. Первым делом специалисты создали систему противопожарной безопасности полигона. Построили дренаж с выводом фильтрата в очистные сооружения и пруд с плотиной, чтобы иметь запас воды на случай возгораний.
Тогда же задумались и о строительстве мусоросортировочного комплекса. Именно в Орле ранее была создана технология глубокой сортировки отходов, которая используется во многих регионах. К примеру, такой завод орловцы сейчас строят в Подмосковье. Автор методики - член-корреспондент Международной академии наук экологии, безопасности человека и природы Юрий Парахин. Много лет он трудился советником в Госдуме, а в 2008 году стал соавтором региональной концепции обращения с отходами. Ему и доверили ее реализацию. Ученый создал малое предприятие и заключил с администрацией региона инвестиционное соглашение. Оно предусматривало строительство двух комплексов со степенью переработки до 95-97 процентов отходов. Для сравнения: эффективным считается уровень в 10-15 процентов.
Комплекс мощностью переработки до 200 тысяч тонн в год планировалось создать в Орле, другой (до 70 тысяч) - в Ливнах. На втором этапе предполагалось строительство в райцентрах мусороперегрузочных станций, откуда отходы направлялись бы на заводы. Соглашение также предусматривало строительство контейнерных площадок и замену спецтранспорта.
Объем инвестиций оценивался в два миллиарда рублей. И что особенно важно, концепция содержала пункты о рекультивации всех полигонов и свалок области, что обезопасило бы их с точки зрения экологии. Проект стартовал в 2010 году, прошел госэкспертизу. Инвестор получил разрешение на строительство, арендовал и подготовил участок на полигоне, заключил контракты с "поставщиками" мусора и покупателями вторсырья.
В этом и есть миссия завода - он сортирует и упаковывает ТБО для переработки. Идею поддержал предыдущий губернатор Александр Козлов. Она была широко анонсирована, хотя средства бюджета в ее реализацию и не вкладывали. К лету 2012-го на проект потратили около 400 миллионов рублей, а затем "заморозили" из-за финансовых проблем. Год спустя природоохранная прокуратура выиграла упомянутый иск у мэрии, напомнив, что завод городу необходим по закону.
Казалось, исполнить решение суда не составит особого труда. Ведь большая часть предприятия уже была возведена. Да и проект "разморозили" - инвестиции нашли в столице. Оставалось завершить начатое. Но на деле получилось иначе.
Корреспонденту "РГ" удалось встретиться с Юрием Парахиным, хотя на общение он идет неохотно. Говорит, последние два года приучили его к осторожности. В 2014 году на рынке утилизации мусора развернулись конкурентные войны с разборками в стиле "лихих 90-х". По его словам, в Орел пришли организации из других регионов. Борьба ведется за все, начиная от контрактов на право вывоза отходов и заканчивая обслуживанием конкретных контейнерных площадок. Даже маршруты поделить не могут.
Прошлой весной на заводе начался монтаж оборудования, в декабре он заработал. Вывести на полную мощность его планировали за полгода. Но дело не пошло. Юрий Парахин утверждает, что мешают административные барьеры. Если раньше чиновники его поддерживали, то в прошлом году резко подняли арендную плату за землю. Отказались продлить срок лицензии на право работы с отходами, без которой завод работать не может. Не дали разрешения на достройку. Ученый через суд добился снижения аренды. Арбитраж обязал чиновников продлить срок лицензии и не препятствовать строительству. Каждое решение обжалуется в вышестоящей инстанции. Время идет, строительство стоит.
К слову, один из ответчиков то ли в шутку, то ли всерьез заявил в суде, что завода нет и в помине. Площадка, мол, пуста, и спорить не о чем. Глупость? Но месяцы ушли на то, чтобы доказать факт существования завода. В том, что он работает, корреспондент "РГ" убедился лично. Не достроено только административное здание, но рабочие терпеливо сносят неудобства. Сотрудников пока немного, а при выходе на полную мощность предприятие сможет занять 300 человек.
Технология внешне проста. Мусор сгружают в огромный крутящийся барабан, в котором он отбирается по размеру. Далее отходы поступают на ленточные конвейеры, за которыми трудятся рабочие. Они сортируют мусор по видам, после чего тот попадает в специальное устройство, прессуется и упаковывается в кубические тюки. Это и есть готовая продукция, которую отправляют на переработку на заводы вторсырья.
Деревянные отходы сжигают в пиролизной установке, отапливающей большую теплицу. В ней, что любопытно, регулярно собирают урожай. Овощи задешево продают рабочим. Кстати, концепция предусматривала снижение тарифов на вывоз мусора для населения после пуска завода. Собственно, на это и делало ставку правительство области несколько лет назад.
А еще заводу теперь банально не хватает мусора. Многие коммунальные компании в течение нескольких дней, будто сговорившись, без объяснения причин расторгли контракты и вновь бесплатно сваливают мусор на полигоне в общую кучу. А ведь договоры на поставку отходов заводу приносили им немалую выручку. Очень странно, что отказались…
Ответы в администрации города и области найти не удалось. О проекте никто и говорить не хочет, словно его нет. Зато напоминают, что неподалеку от полигона ТБО с прошлого года частный инвестор ведет строительство еще одного завода стоимостью 800 миллионов рублей. Он, как официально заявили в правительстве региона, "станет одним из лучших в ЦФО", и там планируется установить "дорогое очистное оборудование".
Этот проект должен продемонстрировать экологическую чистоту и рентабельность подобных предприятий, подчеркнул глава региона Вадим Потомский. И добавил: по его данным, 98 процентов коммунальных отходов в ЦФО, или около 18 миллионов тонн ежегодно, размещаются на открытых полигонах без переработки.
- Только 30 процентов из 1113 объектов размещения отходов работают легально, остальные - фактически незаконно, - убежден губернатор.
Первую очередь этого объекта планируют запустить в эксплуатацию до конца года. И тогда Орел, недавно не имевший ни одного завода, возможно, получит сразу два. Мусор им, видимо, придется искать на стороне, иначе даже затраты на строительство оправдать не удастся.
Надо сказать, что государство пытается превратить утилизацию в доходную переработку. Известно, что из бытового мусора можно получать до 20 видов вторсырья, твердое альтернативное топливо для применения в отопительных установках и производства электроэнергии, пара и горячей воды, почво-грунтовую смесь (кстати, ее можно использовать при рекультивации отработанных полигонов ТБО), компост для удобрения почвы в тепличных хозяйствах, а также гранулированные и измельченные комбикорма.
Опыт Орла, в котором решения судов не исполняют годами, а инвестпроекты лишают поддержки на полпути, показывает, что порядок в этой сфере наведут не скоро. Но сделать это придется. Прошлогодние поправки в федеральное законодательство предполагают лишь бесполигонную систему утилизации отходов.