Монумент установили на могиле министра в деревне Горка (территория нынешнего Сонковского района), а памятный бюст открыт на станции Сонково Октябрьской железной дороги.
За 10 лет работы Хилкова на этом посту (1895-1905 годы) протяженность железных дорог России увеличилась с 35 тысяч до 60 тысяч километров. Особый вклад князь внес в сооружение Китайско-Восточной железной дороги, которая прошла от Забайкалья через Маньчжурию к Ляодунскому полуострову на Желтом море, где в то время располагались русские порты, а также в создание Транссибирской магистрали. 13 сентября 1904 года он лично вбил последний костыль, состыковав Великий Сибирский путь.
Также при Хилкове построена уникальная в своем роде Кругобайкальская железная дорога - "золотая пряжка Транссиба", ставшая ныне памятником железнодорожного строительства.
- При Михаиле Хилкове наша страна стала великой железнодорожной державой, которой остается и по сей день. Очень важно, что память об истории страны, ее великих сынах живет и преумножается, - такими словами охарактеризовал великого железнодорожника министр транспорта России Максим Соколов, открывая монумент.
А президент "Российских железных дорог" Олег Белозеров подчеркнул, что многие объекты, построенные при Хилкове, работают до сих пор:
- При Хилкове отрасль полностью преобразилась. Уверен, что деятельности князя еще предстоит получить должную оценку потомков. Предлагаю подумать о создании исчерпывающего исследования, посвященного Михаилу Ивановичу, - сказал он.
Справка "РГ"
Михаил Иванович Хилков родился 6 (18) декабря 1834 года в родовом имении Синево-Дуброво Бежецкого уезда Тверской губернии. В 1892 - 1893 г.г. последовательно - правительственный директор Привислинских железных дорог, начальник Самаро-Златоустовской, Оренбургской, Орловско-Грязской и Ливенской дорог. С марта 1893 года - главный инспектор российских железных дорог. С 4 января 1895 года управляющий Министерством путей сообщения. Ушел в отставку в октябре 1905 года. Скончался в Санкт-Петербурге 8 марта 1909 года.