На первом этаже - диаграмма о конкурсной ситуации на факультете за последние четыре года. Цифры мало разнятся по годам, но все же максимум приходится на нынешнюю кампанию: конкурс на дневном отделении истфака - почти 7 человек на место. И это при том, что половина абитуриентов - победители самых престижных олимпиад. Кого же здесь готовят? Правда ли, что наряду с классическими дисциплинами и европейскими языками студент истфака может изучать историю и языки стран ближнего зарубежья, например Беларуси? Нужно ли будущему историку читать Акунина? Грешат ли студенты плагиатом, и как за это наказывают? Обо всем этом и многом другом мы и расспросили нашего гостя.
Иван Иванович, ваш первый визит в ранге декана исторического факультета МГУ в мае этого года был в Беларусь. Почему именно туда?
Иван Тучков: Начну с того, что у исторического факультета всегда были хорошие отношения с ученым миром стран СНГ. Что касается Беларуси, то это не единственное, но одно из наиболее интенсивно развивающихся направлений взаимодействия истфака МГУ со странами ближнего зарубежья. У нас давние связи в рамках подписанных договоров о сотрудничестве между МГУ и БГУ. В сентябре 2015 года мы придали им новый импульс: на базе нашего факультета прошла Международная научная конференция "Вторая мировая война в истории человечества. 1939-1945", соорганизатором которой выступил Институт истории НАН Беларуси. Приехали и наши коллеги из Белорусского и Могилевского госуниверситетов, в том числе декан истфака БГУ Сергей Ходин. По завершении конференции меня и еще несколько сотрудников истфака МГУ пригласили в Минск - поучаствовать в работе "круглого стола", посвященного 175-летию со дня рождения Василия Ключевского.
Он проходил в рамках Дней исторического факультета МГУ на историческом факультете БГУ. Это как раз и был мой первый официальный визит.
Насколько я знаю, участием в работе "круглого стола" не ограничилось: профессора истфака МГУ прочли публичные лекции для студентов белорусских вузов и всех желающих.
Иван Тучков: Это стало еще одной частью программы. Замечательный проект, как мне кажется, очень полезный. Блестяще, как всегда, выступил Николай Сергеевич Борисов, ведущий профессор факультета, автор базовых учебников для школ по истории России и множества книг, посвященных средневековой истории России. Он прочел лекцию на тему "Пять факторов, определивших своеобразие русской цивилизации". С открытой лекцией выступил и я. Моя специальность более узкая - я историк искусства, занимаюсь эпохой итальянского Возрождения. Моя лекция была посвящена феномену ренессансной загородной резиденции, и как лектор могу сказать, что перед такой аудиторией выступать было легко и приятно. Затем были встречи в Академии наук Беларуси, в Институте истории. Мы многое наметили в развитии нашего сотрудничества. На сегодня это стажировки научных сотрудников, лекции приглашенных профессоров, "круглые столы"... На-деемся, что общими стремлениями нам удастся глобально расширить сотрудничество МГУ и НАН Беларуси и вывести наши alma mater за рамки исключительно гуманитарного взаимодействия. Одним из результатов поездки стала также договоренность о проведении ответных Дней исторического факультета БГУ на историческом факультете МГУ осенью 2017 года. Уже готовимся!
Иван Иванович, на факультете есть структуры, которые специализируются на развитии российско-белорусского сотрудничества? Или это взаимодействие осуществляется спорадически?
Иван Тучков: Есть кафедра истории стран ближнего зарубежья, где более 10 лет преподается история Беларуси. Студенты имеют возможность изучать белорусский язык. Также отдельные сюжеты, совпадающие с периодами общей российской и белорусской истории, могут преподаваться на кафедре истории южных и западных славян, кафедрах истории России. Я бы не стал выделять российско-белорусское сотрудничество в особое направление - для нас важны все международные контакты. Просто это направление очень хорошо наполнено. Его развивает и курирует Оксана Солопова - она специалист в области истории Беларуси и истории белорусской диаспоры, зам. декана факультета, член Общественной палаты города Москвы и, к слову, возглавляет региональную общественную организацию "Национально-культурная автономия "Белорусы Москвы". Кстати, она и еще ряд сотрудников нашего факультета по итогам 2015 года были удостоены премии правительства РФ в области культуры за социально-просветительский проект "Память о Великой Победе как культурно-историческое наследие современного общества".
Вы упомянули сейчас кафедру истории стран ближнего зарубежья. Есть у вас еще и Лаборатория истории диаспор, где дают знания языков народов стран СНГ. В том числе белорусского. Насколько востребована эта специализация у студентов?
Иван Тучков: Любой историк должен владеть иностранными языками. И уж тем более языком той страны, которую он изучает. Это факт, обязанность, необходимость. Добавлю: историческое образование всегда предполагало и знание древних языков - латыни и древнегреческого. В первую очередь, конечно, латыни. Что касается белорусского, а также армянского, казахского или других языков стран ближнего зарубежья, то на соответствующей кафедре действительно идет их активное изучение. Это направление перспективно, оно востребовано у студентов и аспирантов.
Репутационный рейтинг исторического факультета МГУ всегда был очень высок. Чем объясняете такой стабильный интерес к историческому образованию? И, кстати, какой конкурс был при вашем поступлении на истфак?
Иван Тучков: На истфак не помню, а вот на мое отделение истории искусств было 25 человек на место. С чем связан такой интерес? Думаю, это общемировая тенденция: без знания основных процессов развития общества, человека, его культуры, искусства невозможно состояться и в других сферах. Образование на историческом факультете МГУ носит фундаментальный характер. Классическое историческое образование со знанием истории мировой культуры, иностранных и древних языков и информатики открывает широкие перспективы на рынке труда. Понятно, что не все наши выпускники идут в науку, и это нормально. Они востребованы в самых разных профессиях. Среди них члены российского правительства, известные политики и общественные деятели, к примеру, Вячеслав Никонов, Николай Злобин, Сергей Девятов, политологи и журналисты Олег Добродеев, Михаил Осокин, Георгий Бовт, директора музеев Ирина Антонова, Елена Гагарина и Зельфира Трегулова, депутаты, губернаторы, послы, ректоры российских вузов, ведущие журналисты, комментаторы и, разумеется, ученые, преподаватели, учителя... Получив такое фундаментальное гуманитарное образование, такую базу, научившись мыслить, грамотно структурировать свои знания, ты уже можешь состояться в любой профессии. Думаю, за этим к нам и идут.
Если бы вам пришлось в нескольких словах дать портрет сегодняшнего абитуриента истфака МГУ, то каков он?
Иван Тучков: Он отличается от того, который был 10-20 лет назад. Более организован, прицельно мотивирован. Знает, что конкретно хочет, какую выберет специализацию. А у нас есть что предложить человеку, желающему получить широкое историческое образование. С третьего курса у студентов начинается специализация, которая подразумевает распределение по кафедрам факультета. Их у нас много, каждая со своим лицом, собственными традициями, яркими лекторами. Среди них помимо кафедр, где изучается всеобщая и отечественная история, источниковедение, есть и кафедры археологии, этнологии, истории церкви, исторической информатики т.д. Нельзя не упомянуть и кафедры, без которых немыслимо полноценное историческое образование - кафедры древних языков и иностранных языков. Кроме того у нас на факультете есть отделение истории искусств, старейшее в стране, которое состоит из кафедр всеобщей истории искусства и отечественного искусства. Чего нет у нынешнего студента? Скажем так: широты и глубины того первоначального образования, которое позволяет полноценнее воспринимать университетские курсы, у него слишком узкий круг чтения. Ребятам приходится многое дочитывать из того, что они должны были уже знать, заканчивая школу. Почти незнакомы они с зарубежной литературой. Могут знать современных авторов, но не знать русских классиков. Но в целом они умные, приятные, веселые, заинтересованные и просто очень хорошие.
Это преимущественно москвичи?
Иван Тучков: Нет, хотя в мои годы - я ведь тоже выпускник исторического факультета МГУ - иногородних было больше. Сегодня ситуация объективно изменилась. Но МГУ очень дорожит своим статусом университета, ориентированного на всю страну. Общая политика ректора Московского университета и ректората направлена на создание максимально комфортных условий для иногородних студентов. Вот буквально месяц назад студенты нашего факультета заселились в новое современное общежитие на Ломоносовском проспекте в двух шагах от учебного корпуса.
В последние годы появилось много литературы, в основе которой лежат различные исторические сюжеты. Во многих из них события трактуются, мягко говоря, вольно. Нужно ли оберегать студентов от такой информации?
Иван Тучков: Замечу, среди них есть книги и фильмы очень высокого качества. Их появление как раз нужно приветствовать, ведь не так просто рассказать доходчивым языком о серьезных вещах. Но есть и иные труды - их легче "слепить", они гораздо лучше оплачиваются, дают сиюминутную шумную известность. И как раз обязанность ученых и состоит в том, чтобы разоблачать подобного рода "скороспелки" и фальшивки. В этом, без пафоса, наша просветительская миссия. Так всегда было в Московском университете. Нужно выступать против откровенной фальсификации. Но выступать без гнева и пристрастия, на основании фактов. По мне пусть человек лучше вообще чего-то не знает, чем будет полузнайкой. Полузнайка самый вредный персонаж.
А вы сами читаете, к примеру, Бориса Акунина?
Иван Тучков: Читаю. С удовольствием.
И студентам своим советуете?
Иван Тучков: Точно не запрещаем. Главное, чтобы они разобрались: вот одна точка зрения, вот другая. Пусть размышляют, чем продиктована позиция того или иного автора, что им движет, ради чего он это сказал.
А как обстоят дела на факультете с плагиатом? Насколько я знаю, студенты уже с первого курса корпят над научными работами. А соблазн велик...
Иван Тучков: Думаю, это вопрос даже не к университету, не к школе, а к семье. Плагиат - это воровство. Если тебя в семье приучили воровать, то вот результат. Понимаете, ведь это делается студентом или аспирантом вполне осознанно. И плагиат легко определить. Есть специальные программы, которые должны использоваться в университете при защите письменных работ, а кроме того и руководителям, и оппонентам чаще всего просто видно по характеру построения фразы, способу изложения мысли, стилистике, наконец, что текст чужой.
Строго наказываете?
Иван Тучков: Двойка. И переделывай заново всю работу, даже если она дипломная. Редко, но такое бывает.
Вы сами выпускник исторического факультета. И вся ваша жизнь, знаю, связана с ним. Изучила вашу биографию - в этом году исполняется 35 лет, как вы преподаете. Первую лекцию помните?
Иван Тучков: Помню! 1981 год. Мне, 25-летнему, поручили читать на потоке - а это 150 человек - общий курс. Многие из присутствующих в зале были старше меня. Было, конечно, очень страшно. Впрочем, я и сейчас, будучи профессором, все равно волнуюсь перед каждой своей лекцией.
Кстати, а вы сами чему-то научились за эти годы у своих студентов?
Иван Тучков: Многому! Иному взгляду на мир прежде всего! Терпению и сдержанности. И до сих пор продолжаю учиться.
Иван Иванович, спрошу вас как историка искусства. 29 июля в Москве на Крымском Валу открылась выставка картин Ивана Айвазовского. Интерес к ней огромен. Там же, в Третьяковке, недавно триумфально выставляли Серова. Почему мы вдруг так активно потянулись к прекрасному?
Иван Тучков: Популярность выставки Валентина Серова - очень примечательный факт нашей художественной жизни. Конечно, в этом огромном количестве посетителей, которые на ней были, есть момент моды, шумной рекламной кампании, человеческой суетности... Но есть и другое, а это приятно. Это тяга к искусству, культуре. Это и желание получить дополнительные знания, сделать свою внутреннюю эмоциональную и духовную жизнь более яркой и насыщенной. Этого ведь очень не хватает нам в современной суматошной действительности.
Насколько умеет нынешняя молодежь все это слышать, видеть, понимать?
Иван Тучков: Популярность выставки высветила и еще один важный момент: раз она пользовалась таким успехом, значит, в обществе есть какой-то вакуум, чего-то не хватает. Это интерес к проблемам истории, культуры, искусства, он разный по приоритетам, структуре, наполнению, но он есть. И здесь крайне необходима настоящая популяризация, не поверхностная или однобокая и конъюнктурная, а подлинная, научно обоснованная, фундаментальная и одновременно занимательная по форме. Полагаю, что это дело государственной важности - организовывать культурное образование нации. И опыт такой имеется, к примеру, у итальянцев. Там национальное искусство изучают в курсе школьной программы, и очень глубоко. И мы должны знать свою родную, национальную историю и культурную традицию, впрочем, как и мировую. Причем не поверхностно, а глубинно. Если хотите, это и есть патриотизм: знать свою страну, ее географию, ее природу, ее историю. Что дает культура? Понимание вариативности знания. Понимание огромности, разнообразия, сложности устройства мира. К примеру, у нас в МГУ уже несколько лет с большим успехом действуют межфакультетские курсы: каждый студент при желании может прийти на любую лекцию любого факультета.