Несмотря на полувековую историю, термин "графический роман" до сих пор не имеет четкого определения. Обычно графическим романом называют довольно объемный (как правило, от сотни страниц), сюжетно законченный и не требующий прямого продолжения комикс, ориентированный на взрослую аудиторию: в нем поднимаются сложные темы, апеллирующие к жизненному опыту, взрослой рефлексии и культурному бэкграунду. Детям это неинтересно, для них есть другие комиксные жанры.
Сам термин появился в США в середине 1960-х, а в полный голос этот жанр заявил о себе в 80-е, во многом благодаря творчеству Уилла Айснера, гуру в истории мирового комикса. В Европе становление графического романа связывают с выходом книги "Баллада соленого моря" (1967) итальянского сценариста и художника Уго Пратта.
В России переводные графические романы появились с начала 2000-х. Ключевую роль их в продвижении сыграло питерское издательство "Бумкнига", познакомившее российского читателя с "Персеполисом" Маржан Сатрапи, "Священной болезнью" Давида Б, "Ибикусом" Паскаля Рабате... Вот и 2016 год "Бумкнига" начала мощным дуплетом из двух абсолютно свежих, буквально с пылу с жару, романов - "Пейшенс" американца Дэниела Клоуза и "Сэм Забель и волшебное перо" новозеландца Дилана Хоррокса.
О нем и речь.
Герой книги, Сэм Забель - автор комиксов, переживающий острый творческий кризис, да еще и помноженный на кризис среднего возраста. Годы успеха позади, работа не клеится, вдохновение, с которым пару лет назад вроде бы никаких проблем не было, все не возвращается - в итоге дедлайны летят, нервы натягиваются, пессимизм растет...
В этот момент измученному Сэму попадается комикс забытого новозеландского автора, благодаря которому он переносится прямиком в фантастический мир (чудесные картинки обитаемых Венеры и Марса - причем в том виде, в каком это изображали в 1950-х!), где и узнает о существовании волшебного пера: все, что им нарисовано, становится настоящим.
В компании Алисы, юной феминистки, и Мики, героини эротической манги, Сэм отправляется в путешествие по комиксным мирам в надежде отыскать заветное перо...
В результате у Хоррокса выходит тонкое, но при этом насыщенное невероятными приключениями, полное ностальгии и теплого юмора размышление о связи реальности и фантазии (действительно, что первично?), авторской ответственности, внутреннем преодолении, вере в себя и свое предназначение.
Ведь если художник верит в себя, то никакое волшебное перо ему не нужно.