- Я - настоятель храма святой мученицы Татьяны, а она как раз была диакониссой, - объясняет отец Владимир. - Это во многом определяет и мою позицию.
По словам отца Владимира, в Православной церкви по-разному относятся к возможному восстановлению когда-то свободно существовавшего в древности института диаконисс.
- В моем лице вы напали на представителя того меньшинства, которое считает служение диаконисс нормальным и относится к этому хорошо, - уточняет протоиерей Владимир. - Большинство же более осторожно. Многие полагают, что восстановление чина женщин-диаконисс может разделить церковь, поэтому в этом вопросе надо быть внимательным и не рубить с плеча. Но я считаю, что у нас хоть чин и не восстановлен, но по сути женщины в церкви часто делают работу, связанную с диаконским служением. Только они не "Паки и паки" произносят, а организуют помощь больным и неимущим, уборку храма, надлежащее смотрение за всем, что в храме происходит, украшение его цветами, сохранение красоты обряда и т. п.
Для всякого серьезно знакомого с историей и жизнью церкви диакониссы не являются чем-то удивительным. Упоминание некоей диакониссы Фивы встречается еще в Послании апостола Павла к Римлянам. Всякий мало-мальски знакомый с православной литературой человек наверняка читал знаменитые "Письма диакониссе Олимпиаде" святителя Иоанна Златоуста.
На рубеже первого и второго тысячелетий институт был утрачен. Но в начале XX века поборницей восстановления чина диаконисс стала великая княгиня Елизавета Федоровна. Основанная ею Марфо-Мариинская обитель была населена не столько монахинями, сколько диакониссами, и одежду как милосердницы и помощницы больным и нуждающимся они носили белую. "Великое начинание в Москве" - назвал свою статью об основании Марфо-Мариинской обители известный философ Василий Розанов.
- Все они, от мученицы Татьяны и диакониссы Олимпиады до великой княгини Елизаветы, занимались обустройством - часто чисто женским - жизни общины и храма, - отмечает протоиерей Владимир Вигилянский.
По его мнению, такие институты не возрождаются постановлениями и реформами, но все устраивается постепенно, "и нам сегодня обсуждать эту тему совершенно не зазорно". Нужно ли восстанавливать чин диаконисс, в конце концов должен решать церковный народ.
- В Католической церкви институт диаконства ослаблен, диаконы там служат лишь с архиереями, а не со священниками, - рассказывает о. Владимир. - В Православной церкви этот институт более развит, и диаконов больше. Но это не обязательное служение у престола. Чин диаконисс, на мой взгляд, у нас может быть восстановлен как общественное церковное служение.