03.08.2016 20:18
    Поделиться

    В челябинском бизнес-инкубаторе устроили краш-тест резидентам

    В челябинском бизнес-инкубаторе меняют подходы к организации работы со стартапами
    Выпавший в последние годы из информационной повестки челябинский бизнес-инкубатор намерен вновь заявить о себе, создав особые условия для развития перспективных стартапов. Помимо дешевой аренды, особо привлекательных условий новичкам областное учреждение не предлагало. Работа с резидентами по принципу "не мешать" привела к тому, что круглые столы, встречи с экспертами, конференции были сведены к минимуму. Часть кабинетов инкубатора со временем опустела: в настоящее время на 67 мест здесь всего 47 резидентов.

    - Как случилось, что единственный в Челябинске бизнес-инкубатор, который существует более 10 лет, малоизвестен в предпринимательской среде, судить не мне. Главное, чего мы хотим добиться сейчас, - сделать учреждение узнаваемым, востребованным и интересным для стартаперов, - говорит Татьяна Пичугова, не так давно приступившая к обязанностям руководителя бизнес-инкубатора. - Для этого мы намерены провести масштабную перезагрузку, изменив подходы к работе с предпринимателями.

    Для начала в инкубаторе решили проанализировать, насколько успешно развиваются действующие резиденты. Мониторинг ведется в необычном формате - краш-тестов. Как выяснилось, большинство проектов излишне теоретизировано, многие вообще не имеют четких бизнес-планов. По словам руководителя инкубатора, цель краш-тестов - не разрушить, а совместно с экспертным сообществом улучшить проекты, сделать их более конкурентоспособными.

    - Экспертный совет работает уже около полутора месяцев, в него входят владельцы успешного бизнеса в Челябинске, которые на практике могут доказать эффект от нововведений, - рассказывает Татьяна Пичугова. - Начинающих предпринимателей зачастую захлестывают амбиции, они не готовы объективно анализировать конечный результат, не видят многих ошибок на своем пути.

    Так, на протяжении двух лет на площадке инкубатора реализует свой проект IT-компания, разработавшая специализированную социальную сеть для врачей-ортопедов. Дизайнеры регулярно улучшают контент сайта, добавляя новые функции для пользователей. Изучают мнения представителей медицинского сообщества о том, какой бы они хотели видеть веб-площадку для обмена профессиональным опытом.

    Одна из основных ошибок новичков - излишняя проработка деталей стартапа при отсутствии главного - планирования источников прибыли. Поэтому выживают на рынке проекты, которые основываются на успешном опыте

    - Врачи смогут найти здесь своих коллег в разных уголках страны и за ее пределами, посещать онлайн-конференции и семинары, пациенты обретут желаемого доктора, а производители предложат потребителям свой товар. Студенты смогут пройти дистанционное обучение, - рассказывает представитель компании Егор Малахов. - В настоящее время у нас есть патент на промышленный образец, в процессе оформления товарный знак.

    Однако "завернутый в красивую обертку" в виде красочной презентации проект до сих пор не имеет реальных источников дохода, они не определены в бизнес-плане:

    - Непонятно, кто готов платить за общение ортопедов в соцсети, если есть много бесплатных сайтов? О каких суммах абонентской платы может идти речь? Считаю, что начинать разрабатывать IT-проекты необходимо с кнопки "оплатить". Если она работает, можно дальше ломать голову над интерфейсом портала, но никак не наоборот, - говорит эксперт в сфере IT-технологий Андрей Ситко.

    По его словам, это одна из основных ошибок новичков в бизнесе - излишняя проработка деталей стартапа при полном отсутствии главного - планирования источников прибыли. Поэтому зачастую большей выживаемостью на рынке обладают проекты, которые уже основываются на успешном опыте работы.

    - Мы приступили к разработке системы учета для ресторанного бизнеса, созданной на базе 1С, - рассказывает управляющий компанией Сергей Майер. - Однако наша программа больше заточена на выполнение задач конкретного ресторатора, меньше - на функционал. К тому же ее весьма трудно взломать.

    По его словам, нечистые на руку сотрудники кафе и ресторанов давно злоупотребляют взломами зарубежных аналогов системы учета и тем самым "путают карты" собственникам. В настоящее время пять организаций общественного питания уже установили созданное в челябинском бизнес-инкубаторе программное обеспечение, доход компании регулярно пополняет абонентская плата, которую пользователи вносят за обслуживание.

    Большинство резидентов инкубатора стремится к использованию современных технологий обработки информации. Сотрудники ИП, который проводит аудит и маркетинговые исследования фармрынка Челябинской области, до недавнего времени собирали информацию о перечне препаратов и их востребованности вручную. При этом география мониторинга была весьма обширной - по всему УрФО. Сейчас ситуация в корне изменилась:

    - В этом году мы запустили онлайн-сервис, где разместили все направления аудита, а это порядка 800 аптечных точек по 50 наименованиям препаратов, в том числе предоставляем информацию небольшим зарубежным фармкомпаниям, - рассказал сотрудник ИП Антон Киселев.

    Он отмечает, что именно с зарубежными фирмами заключается очень много договоров. Местным аптечным сетям ИП выплачивает вознаграждение за предоставление информации, а производители, в свою очередь, платят за доступ к базе данных и анализ факторов, влияющих на объемы реализации. Проекту удалось выйти на самоокупаемость уже за пару лет, что для IT-сферы редкость.

    компетентно

    Анна Малышева, директор АНО "Молодежная школа предпринимательства" в Челябинской области:

    - В мировой практике IT-проекты имеют очень длинные сроки самоокупаемости, у них невысокая рентабельность. В состоянии стартапа такой бизнес может находиться на протяжении 10 лет, а значит, все это время придется только вкладываться, не получая прибыли. Кроме того, очень сложно подобрать команду, которая в состоянии грамотно продвигать проект. В челябинском бизнес-инкубаторе компании эффективно работают с клиентами удаленно. Нынешнее месторасположение учреждения - почти на окраине города - автоматически отсекает тех потенциальных резидентов, которым необходимо приглашать клиентов в офис.

    Поделиться