Однако поставки высококачественной пшеницы на мировой рынок может обеспечить только наша страна, которая займет долю западноевропейских поставщиков, чей урожай пострадал из-за погодных катаклизмов, полагают эксперты.
Лидерство России на мировом рынке признает даже минсельхоз США, по прогнозам которого наша страна поставит в этом сельскохозяйственном году рекордные 25,5 миллиона тонн пшеницы, не говоря уже об остальных зерновых культурах. Это позволит России второй год подряд сохранять первое место в мире по данному показателю.
Напомним, что в прошлом году Россия вырвалась вперед по продажам пшеницы впервые в современной истории, отправив на экспорт 24,5 миллиона тонн, тогда как Канада продала 22,5 миллиона, а США - 21,1 миллиона тонн.
И если в прошлом году, по общепризнанным оценкам, Россия контролировала 14,4 процента мирового зернового рынка, то в этом году эта доля вырастет до 16 процентов.
Впрочем, рекордные урожайные показатели ждут и страны-соседи. В частности, Украина готовится поставить на экспорт 12,5 миллиона тонн пшеницы, Румыния - порядка 5 миллионов, Казахстан - около 4 миллионов тонн.
Несмотря на это, опасаться конкурентов России не стоит, полагает гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько.
По его словам, сейчас вся интрига заключается в том, что, несмотря на рост предложения, в том числе и со стороны России, мировые цены на зерно растут. "Об этом говорят данные, полученные с торгов за последние три недели на нашу продовольственную пшеницу по тендерам в Египте, - отмечает эксперт. - Первый тендер показал цену в 164 доллара за тонну, а 2 августа цена подскочила до 169 долларов. Повышение цены на 5 долларов за столь короткий срок - это довольно существенно".
По мнению Рылько, это связано с падением показателей по сбору зерна в Европе. Франция, Германия, Польша, Прибалтика - практически вся группа поставщиков на мировой рынок высококачественной пшеницы пострадали от дождей и наводнений. Так что сегодня трейдеры даже не рассматривают французское зерно из-за сомнений в его качестве. В результате пробел, который образовался из-за ухода с рынка этих производителей, может занять только Россия.
Между тем Украина, которая экспортирует пшеницы вдвое меньше, чем Россия, все же сможет побороться за доли европейских экспортеров, полагает первый вице-президент "Российского союза инженеров" Иван Андриевский. Как и Казахстан, доля которого в общем объеме мирового экспорта еще ниже. А вот Румынии из-за разницы в курсах валют составить ценовую конкуренцию будет довольно сложно.
При этом говорить о том, как она отразится на конечных потребителях хлеба в России, некорректно - в один голос заявляют эксперты. "Потребительский рынок и сфера оптовых цен - это два разных мира", - сказал вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут.
"Доля стоимости пшеницы в булке россиянина - около 20 процентов, тогда как в развитых странах она менее 7 процентов, - продолжил глава ИКАР. - Но на конечную стоимость влияет слишком много факторов - динамика зарплат, общая инфляция, энергозатраты и так далее". И пока не совсем понятно, нужно ли менять сложившуюся ситуацию.
Например, эксперты Национальной ассоциации экспортеров сельскохозяйственной продукции (НАЭСП) уверены, что рынок способен сам себя отрегулировать, а излишнее регулирование создает неоправданные и непредсказуемые риски, за которые приходится расплачиваться сельхозтоваропроизводителям.