Однако наша страна и компании нефтегазового сектора находятся в стороне от этого, казалось бы, выигрышного процесса. Хорошо это или плохо? И какая страховка есть у нас?
В России действует принципиально другая система. И, как уверяют эксперты "Российской газеты", она неплохо защищает нашу нефтянку от колебаний цен на "черное золото". "В нашей стране установлены плавающие ставки таможенной пошлины и налог на добычу полезных ископаемых, - поясняет ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников Рустам Танкаев. - Когда цены низкие - ставки низкие, а когда высокие, то высокие. Эта система может действовать неограниченно долгое время, а страховые выплаты могут и ограничить или увеличить стоимость полиса, если все начнут выигрывать так, как Мексика".
Это что касается отдельных компаний отрасли. А у государства, продолжает Рустам Танкаев, другая "страховка". "Одним из путей хеджирования рисков является изъятие сверхприбылей в государственные фонды. И постепенная трата этих средств или вложения в другие отрасли экономики в те времена, когда нет сверхприбыли от нефти", - говорит эксперт. И это тоже надежнее, чем страховой полис по-мексикански. Эксперты уверяют, что даже Мехико не удастся долгое время пожинать плоды своей удачной страховки. Тем более что в этой стране операционные затраты на добычу нефти составляют 27-30 долларов за баррель. В России, кстати, около 2 долларов. И у Мексики даже при такой выгодной страховке есть много шансов уйти с рынка, уверен Рустам Танкаев. А в нашей стране есть неограниченные возможности для роста добычи "черного золота".
"Шансы роста сегодня есть и у Ирана. Но приблизительно 80 процентов ожидаемого прироста запасов в ближайшее время будет приходиться именно на Россию. Поэтому в ближайшие 5-10 лет при сохранении существующей ценовой конъюнктуры вполне можно ожидать передела нефтяного рынка", - резюмирует эксперт.
В Мексике же пока пожинают плоды успешной страховки. По условиям контракта, который страна заключила с пулом международных банков, цена нефти была зафиксирована на уровне 76,4 доллара за баррель на 2015 год. Реальная цена мексиканской нефти оказалась гораздо меньше. А в понедельник, например, стоимость мерной бочки и вовсе опустилась до рекордно низкого с декабря 2008 года уровня, ниже 30 долларов.
Год назад мексиканские власти решили сократить бюджетные расходы на 124,3 миллиарда песо на фоне падения нефтяных цен. В России этот вопрос тоже обсуждается. Но наша "страховка" - Резервный фонд - пока оставляет бюджету возможность не делать резких шагов.