Максим Виторган: Интереснее всего играть сложносочиненные роли

В новом киносериале "Кризис нежного возраста", который 8 августа открывает новый сезон на канале ТНТ, есть эпизод: к продюсеру (его играет Максим Виторган) на съемочную площадку приходит журналистка - его дочь… В новом спектакле театра "Квартет И" "В Бореньке чего-то нет", который рискует перерасти в фильм, есть сцена - к режиссеру (его играет Максим Виторган) в перерыве между съемками приходит журналистка… В жизни происходит следующее - в "окне" между съемками на "Мосфильме" к актеру Максиму Виторгану приходит журналистка… И чувствует себя обозреватель "РГ"... Как в кино.

Максим, в "Кризисе нежного возраста" вы играете папу одной из главных героинь - студентки Ани. Папа - продюсер, но еще и режиссер. Потому что на съемочной площадке продюсеры обычно не говорят: "Стоп! Снято!", и не отсматривают материал.

Максим Виторган: Почему же? Креативный продюсер, участвующий в процессе съемок - такое бывает, как и то, когда продюсер перехватывает у режиссера проект, и так далее.

У вас это первый опыт в работе над сериалами канала ТНТ? Я помню ваши роли в сериалах на СТС - "Лондонград", на канале "Ю" - "Дневник Луизы Ложкиной"...

Максим Виторган: Не помню - боюсь ошибиться. Но ситуация с этим сериалом сложилась забавная. Когда-то много лет назад Анна Меликян - продюсер "Кризиса нежного возраста" - предлагала мне снимать этот сериал в качестве режиссера. Я даже встречался с заместителями генерального продюсера канала ТНТ Валерием Федоровичем и Евгением Никишовым. Но потом я отказался, потому что мне было боязно в новом качестве брать такой объемный материал. А потом уже, спустя время, появились Наталья Меркулова и Алексей Чупов. Уже прошел их фильм "Интимные места" - мы были знакомы. И я шел, конечно, в основном, на Меликян, Меркулову и Чупова - они были главными манками в этой истории.

Так что, может быть такое, что в будущем вы снимете какой-то сериал, как режиссер?

Максим Виторган: Да, все может быть.

Вот интересно - вы отказались снимать "Кризис нежного возраста" как режиссер, а как актер туда пришли.

Максим Виторган: На режиссере лежит гораздо большая нагрузка. И ответственность, и время. Мне нужно было бы от всего отказаться на год и заниматься только этим проектом

Это в принципе у вас такой подход к профессии, потому что вы хороший режиссер, но у вас больше актерских работ?

Максим Виторган: У меня больше актерских работ, потому что я в общем - не режиссер. Это почему-то так принято считать.

Я бы и не считала, если бы не видела вашу хорошую режиссерскую работу - спектакль "Кто!"

Максим Виторган: Это - театр. Совсем другое.

Когда вы играли отца в "Кризисе нежного возраста", что-то почерпнули из личного опыта взаимоотношений с дочерью Полиной?

Максим Виторган: Конечно. Правда, Полина совсем не похожа на мою кинодочь. Но какие-то внутренние, знакомые мне ощущения на съемочной площадке я чувствовал. Подступающую к горлу бурю, которую нужно унять - как реакцию на какое-то детское проявление. В фильме есть сцена, когда дочь приходит ко мне на съемки - очень похожая на реальность. Когда ее снимали, ощущал какие-то вещи из жизни, но скорее ассоциативные, не прямые.

Но кто-то может сказать - вот несерьезный сериал, легкий, кстати, как и "Дневник Луизы Ложкиной".

Максим Виторган: Я пока не видел оба сериала. Но тут нужно учитывать, что и Алексей Чупов, и Наталья Меркулова - они не просто режиссеры сериалов. Работать с ними интересно, они очень въедливые, обстоятельные. Помню, мы снимали какой-то эпизод, и я, выбегая за своей дочерью из квартиры, кричал ей вслед определенную фразу дублей 20. Я после этого снимался в кино у Меркуловой в фильме "Сын росомахи". Он еще не вышел. (Премьера фильма "Сын росомахи", главные роли в котором исполнили Максим Виторган, Александр Ревва, Олеся Судзиловская и Владимир Мишуков, планируется в новом 2017 году на телеканале ТНТ - Прим. С.А.).

Но есть и другие сериалы, в которых вы снимаетесь, - не для девочек. Вот, например, очень интересен проект "Оптимисты", который выходит в новом сезоне на канале "Россия 1".

Максим Виторган: К сожалению, у меня там не очень большая роль. Но этот сериал - особняком стоящее действие. Я не знаю, что получится в результате, но жду этот фильм изо всех сил. Там совершенно сумасшедший сценарий. 60-е годы. Стилистика американских "Безумцев", которая прекрасно сделана людьми, набившими руку на "Оттепели". При том, что визуально - совсем другое решение. Плюс режиссер Алексей Попогребский, с которым работать - это просто удивительное занятие. Помню, я пришел на съемки, где у меня была сцена с Евгенией Брик. Накануне я много думал, как ее играть: в короткой сцене нужно передать большой диапазон состояний - от человека, уверенного в себе - к его личностному разрушению. А Алексей так умеет сделать, что все рождается само. И я рад, что попал в этот проект. Надеюсь, что это будет заметная роль. Во всяком случае, она колоритная.

А как вы попали в этот проект? Вам сразу конкретную роль предлагали?

Максим Виторган: Да. Попогребский позвал меня на конкретную роль. Михаил Идов, который был одним из авторов сценария, писал мне, что ему очень понравилась моя работа в "Лондонграде". И он что-то там такое разглядел, что могло пригодиться в этой работе. Я играю собирательный образ поэта, который уже почти звезда.

…Шестидесятники. Вознесенский, Евтушенко. Очень жду этот сериал.

Максим Виторган: Я много чего жду. Все мы ждем уже года три сериал "Обратная сторона Луны-2", который все не выпускают. Там работа с режиссером Александром Коттом и оператором Леваном Капанадзе. Они тоже по-своему особенные. Знаете, как Котт работает? Тебя снимает камера, в основном, с подвесом. И он находится прямо за оператором с маленьким монитором в руках, в который смотрит. И может прямо по ходу сцены, без всякой команды "Стоп! Снято!" сказать: "Произнеси еще раз эту фразу". Прямо ткет ткань кино - что называется, ручная работа. У Котта как-то спокойно на площадке. Вообще, я заметил, что у хороших режиссеров на площадке тихо. Когда начинается крик, нервы, ругань - как правило, этим прикрывают какие-то пустоты.

Вы сами сериалы смотрите?

Максим Виторган: Очень много! Вот сейчас смотрю третий сезон сериала "Острые козырьки". Тут даже не вопрос в том, что нравится мне или нет. Но я не могу оторваться - не только потому, что там происходит что-то интересное и захватывающее, но оттого, что не понимаю, как можно было на таком высочайшем уровне во всем - в изображении, деталях, драматургии, типажах, актерах - такое больше масштабное долгое произведение снять. То, что происходит с американскими сериалами сегодня, - это вещь, заслуживающая отдельного изучения.

Сериал "Садовое кольцо" - что это будет?

Максим Виторган: Тоже удивительная история. Я прочитал сценарий, который мне прислали, и подумал, что это мелодрама для дневного времени канала "Россия 1". И решил встретиться с режиссером - Алексеем Смирновым, потому что в сценарии значилась студия Валерия Тодоровского. Алексею Смирнову (сын режиссера и актера Андрея Смирнова - Прим. С.А.) - 24 года. А в фильме - история 40-летних людей. Режиссер начал интересно рассказывать про фильм, и "развернул" меня в другую сторону. Потом я позвонил Валерию Тодоровскому поделиться своими сомнениями, и он сказал мне, мол, вы, Максим, ничего не понимаете, идите, снимайтесь и даже не думайте! И должен сказать, что я - под большим впечатлением от процесса. Оператору-постановщику - 21 год. На площадке Мария Миронова, Ирина Розанова, Евгения Брик, Юлия Ауг... И режиссер с оператором весь этот сложнейший материал держали в кулаке, не давая повода никому ни в чем усомниться. Я вспоминаю себя в 24 года и думаю: "Кем я вообще был? Люди тут такое воротят!".

У вас такая фактурная внешность, как и у вашего папы Эммануила Виторгана. Кажется, что вам должны предлагать все время роли героев-любовников. А вам предлагают смешные. И что для вас органичнее?

Максим Виторган: По-разному бывает. Но вообще разбивка на жанры условна. Это все разговоры зрителей. Не знаю, как у других, но у меня нет внутри такой градации - какие роли интереснее играть - комедийные или серьезные. Интереснее играть сложные роли. В смысле - сложносочиненные. А получится в них больше комедийного или серьезного - это уже другое дело.

По какому принципу вы соглашаетесь работать?

Максим Виторган: По разным причинам. Могу и по дружбе, и за деньги, и творчески. Как правило, творчески - это без денег вообще.

Еще один ваш проект - пока не фильм, но спектакль "В Бореньке чего-то нет". И он - про кино. Я была на читке пьесы, которая написана, что называется, под вас. Вы играете главную роль - режиссера. Мне показалось, или все, что вам хотелось бы сделать как режиссеру, - какие то сомнения, планы, мысли - все в этой пьесе. Насколько это про вас?

Максим Виторган: Не уверен, насколько про меня, но писали, действительно, на меня. Вообще, все, что пишут авторы "Квартета И", - они вытаскивают это из себя и своей жизни. Учитывая высокую плотность нашего общения, соответственно, и из моей тоже. Тут не надо искать прямых совпадений, параллелей и так далее. Какие-то вещи, безусловно, являются автобиографичными. Но расшифровывать вам, какие именно, я не буду.

И не нужно - достаточно того, что вы сказали.

Максим Виторган: Мы сейчас репетируем спектакль. Это непросто. Несмотря на всю нашу крепкую человеческую дружбу, в театре мы разговариваем на разных языках. У нас разное образование, разная база. Одно дело, когда мы сходимся на спектаклях чистого жанра - таких, как "День Радио" и "День выборов", которые просто по жанру - комедия положений и держатся на репризах. Или "Разговоры мужчин" - это же, собственно, коллективный стендап, не драматический спектакль. А тут они решили шагнуть на территорию драматургического театра - характеры, их проявление, действие... И тут нам порой бывает непросто договориться.

Хорошее определение "коллективный стендап". Мне на читке показалось, что новая пьеса - логичное продолжение всех предыдущих, что были у "Квартета И".

Максим Виторган: Для этой пьесы, может быть, читка - оптимальная форма. Поскольку авторы "Квартета И" зациклены на слове, на формулировках. Они долго пишут, много вычищают, выстраивают, выбирают наилучшее. Вполне вероятно, что так, как сделаны "Разговоры мужчин" - идеальная форма для их существования, потому что, как только начинаешь играть этот текст, он начинает потрескивать в разных местах, и требуются дополнительные усилия.

Гоголя играть легче? Как вы думаете, почему у спектакля "Женитьба", где вы играете, такой невероятный успех - он стала самой модной постановкой сезона.

Максим Виторган: От вас в первый раз это слышу. "Женитьба" вызывает сложные впечатления, но она и должна так действовать. Это специфическая вещь. Она требует готовности. Она не для зрителя, который совершает первый поход в театр - ему будет странно. Этот спектакль на любителя, и он вызывает неоднозначную реакцию даже у меня самого. Я очень тяжело репетировал. Мы с Филиппом Григоряном - режиссером-постановщиком - долго нащупывали общий язык, потому что у него заход совсем в другую дверь. Он мыслит образами, картинками. Более того, думаю, что, когда мы выпустили спектакль, смотреть его было очень тяжело. Мы потом уже довели его до ума. Но сейчас я играю его с удовольствием - проникся, обустроился в нем, понял, что к чему.

Вы снялись в фильме "Петербург. Только по любви" в новелле Ренаты Литвиновой - он вскоре выходит в прокат.

Максим Виторган: Я прочитал четыре сценария съемок, а снимали мы пятый. В самом фильме "Петербург. Только по любви" меня практически нет. Хотя до съемок мы разговаривали, я что-то предложил, и Рената сказала: "Напишите сцену об этом". Я написал. Знаю, что Литвинова собирается на основе этой новеллы сделать полный метр - она отсняла много материала.