"Пока покупатели не поверят, что они без проблем смогут отказаться от покупки, даже если она была предоплачена, наличные не потеряют своей популярности. Одно из негативных последствий сложившейся ситуации - медленное развитие электронных платежных систем в сегменте розничной торговли в нашей стране", - рассказал "РГ" вице-президент по развитию электронных сервисов Группы QIWI Дмитрий Даниленко.
Чтобы преломить эту тенденцию, компании, предоставляющие системы оплаты для е-коммерции, подключают различные сервисы по защите покупателей. Самая известная система - escrow-счет: на нем "замораживается" сумма заказа, и она передается продавцу или поставщику услуг только после выполнения определенных условий, например, после получения подтверждения со стороны покупателя.
"Однако для гармоничного развития рынка также важно разработать аналогичную программу для защиты поставщиков. Здесь возможно внедрение нескольких механизмов - от преавторизации до предоставления гарантийных писем", - считает Дмитрий Даниленко.
Сейчас число онлайн покупок в России неуклонно растет. По данным Ecommerce Europe, за 2015 год объем покупок перевалил за 146 миллионов. И это несмотря на то, что в прошлом году ВВП России снизился на 3,8 процента с учетом инфляции, потянув за собой вниз темпы роста е-коммерции: с 31 процента в 2014 году до 6,6 процента в 2015 году.
В нынешнем году эксперты прогнозируют непрерывное снижение темпов роста российского рынка электронной коммерции до 5,3 процента. Но вместе с тем в России сохраняются относительно высокие онлайн-продажи по всем категориям товаров. При этом, например, доля международных покупок даже продолжает увеличиваться.
В условиях растущего рынка возникает вопрос: как справляется индустрия платежей с такими быстрыми темпами развития е-коммерции? "Покупатели хотят беспроблемно пользоваться удобным им способом оплаты. Они не будут вникать, почему у того или иного магазина возникают проблемы с приемом средств, а просто купят этот товар в другом месте, - заметил Даниленко. - Практика показывает: чем меньше человек думает о технических вопросах при совершении платежа, тем комфортнее и активнее он тратит деньги".
Это подтверждает статистика: 41 процент неоконченных покупок на мобильных устройствах срывается из-за неудобства ввода платежных данных, и еще 47 процентов - из-за слишком длинного и сложного завершения заказа. Такие данные приводит компания Astound Commerce. Очевидно, что для развития е-коммерции настолько же быстро должно развиваться и соответствующее направление индустрии платежей.
Именно поэтому для предприятий электронной коммерции на первый план выходят системы электронных платежей. "В данном случае компания должна предоставить минимум документов (причем передать их можно и в электронном виде) и вставить на сайт специальный модуль (платежный шлюз), для чего не требуется специальных программистских знаний", - добавил эксперт QIWI.
По его словам, такой подход выгоден всем участникам процесса - покупателю открывается широкий спектр способов оплаты, и все средства перечисляются на расчетный счет продавца в любом банке. При этом внедрение системы происходит весьма быстро и насколько возможно просто.