04.08.2016 15:30
    Поделиться

    Почему юридическое образование не может быть дистанционным

    Директор Института права Московского государственного юридического университета имени О.Е Кутафина Елена Глотова высказалась против дистанционного юридического образования. Также в эксклюзивном интервью "РГ" она объяснила, почему не все выпускники юридического вуза потом работают юристами. Как оказалось, причина далеко не в том, что юристов много и якобы работы для них нет. Наоборот: хороших юристов остро не хватает. Просто многие студенты-юристы получают образование, чтобы потом найти себя в других сферах. Директор юридического института также рассказала, как надо готовить юристов в XXI веке, и на что должны обращать внимание абитуриенты при выборе юридического вуза.

    Елена Леонидовна, сейчас самый актуальный вопрос для вуза и абитуриентов - приемная кампания. Вы удовлетворены приемной кампанией 2016 года?

    Елена Глотова: В целом, да. Набор студентов можно считать традиционно высоким. Число желающих получить юридическое образование в Университете имени О.Е.Кутафина значительно увеличилось по сравнению с предыдущими годами. Полагаю, что  сложившаяся ситуация - признак высокого качества и конкурентоспособности образования, которое мы даем.

    Как можно объяснить такой значительный спрос на подготовку по программам по направлению подготовки "Юриспруденция"?

    Елена Глотова: Есть расхожее мнение о профессии юриста, которое часто имеет мало общего с действительностью.  Многие полагают, что юрист - это высокооплачиваемая профессия, которая открывает массу возможностей для того, чтобы сделать великолепную карьеру. В действительности же путь новоиспеченного юриста  тернист и долог, как ни в какой другой профессии. Слава - редкая награда для юриста, скорее, исключение из правил.

    Поэтому, мы стараемся дать не просто образование, а опыт и уверенность в будущем, возможность получить достойную работу и действительно высокооплачиваемую. Ярким примером для студентов являются сами преподаватели, которые сегодня занимают должности федеральных судей, адвокатов по гражданским и уголовным делам, многие ведут прием в юридической клинике Университета, выступают консультантами по различным делам.

    Насколько отличается юридическое образование в Университете от того, которое можно получить на базе других вузов России?

    Елена Глотова: Мы готовим сильных, квалифицированных специалистов, которые по его окончании не просто получают диплом, а главное - опыт работы по специальности. На момент окончания почти 80 процентов выпускников уже твердо стоят на первой ступени своей профессиональной карьеры. Они занимают хорошие должности в государственных и коммерческих структурах. Я могу сравнивать уровень подготовки у нас и в других вузах. И вижу, что наши выпускники во многом превосходят выпускников других вузов. Мы очень тесно сотрудничаем с различными органами государственной власти. Многие наши студенты, доучившись лишь до третьего курса, после практики устраиваются на работу и успешно совмещают ее с обучением.

    Известные российские политики отмечают, что "завышенные зарплатные ожидания на фоне недостаточной профессиональной квалификации" - одна из главных проблем молодого поколения. Специалисты составили рейтинг зарплатных ожиданий, проанализировав более 3 млн. резюме выпускников 420 российских государственных вузов, и выяснили, что на самые высокие зарплаты претендуют специалисты с высшим образованием в области физики и математики, а также экономисты, юристы и менеджеры. Вы с этим согласны?

    Елена Глотова: К сожалению, такой недостаток присутствует у современной молодежи. Выпускники нередко хотят много и сразу, не понимая, что успех юриста складывается из профессионализма и опыта. Все это формирует его авторитет в юридическом мире и соответственно уровень жизни.

    Росстат опубликовал данные о трудоустройстве выпускников высших и средних профессиональных учебных заведений  в 2015 году. По данным Росстата, около 700 тысяч выпускников юридических факультетов не работают по специальности. Это плохо, на ваш взгляд?

    Елена Глотова: Действительно, такая тенденция существует в стране. Вообще, по данным статистики Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ, в России по специальности работают не более 50 процента человек с высшим образованием. И такая тенденция прослеживается с 2002 года. Поэтому эта проблема не только отраслевой принадлежности.

    Профессия юриста многогранна и многолика. Юрист найдет себя во всех без исключения отраслях экономики, политике и других сферах жизнедеятельности. У нас в Университете учатся не только ребята, которые затем собираются связывать свою деятельность с профессией адвоката или прокурора, но и те студенты, которые получают юридическое образование, чтобы продолжать семейный бизнес или работать в сфере экономики. Им нужны знания, которые пригодятся в жизни, и мы такие знания даем.

    Как вы относитесь к возможности получения юридического образования дистанционно?

    Елена Глотова: Отрицательно. Можно провести аналогию с медициной: нельзя стать врачом, дистанционно обучаясь. Юридическое образование - это не сумма книжных знаний, здесь очень важно непосредственное общение с преподавателем. Нужно научиться применять закон в конкретной жизненной ситуации.

    В какую сторону движется сегодня образование?

    Елена Глотова: В последние годы объем материала и нагрузка на студента возросли значительно. Сейчас юридическая наука, право развиваются очень бурно: появляются новые отрасли, совершенно меняется содержание традиционных областей юриспруденции. Все это требует от студента усвоения большего количества информации. Одновременно с этим у нас имеются жесткие ограничения по количеству учебных часов, через которые вуз перешагнуть не может. Если попытаться втиснуть весь объем материала в прокрустово ложе часов, выделяемых стандартами Министерства образования и науки РФ, пострадает качество, будут даны поверхностные знания. Поэтому, на мой взгляд, сочетание теоретических занятий с активной практической деятельностью студента, что мы и делаем в рамках реализуемых совместно с Министерством образования и науки РФ проектов, - очень прогрессивное начало.

    Каково Ваше личное отношение к подготовке юристов узкой специализации?

    Елена Глотова: Я считаю, что действительно успешным юристом может стать лишь студент, получивший фундаментальную подготовку по всем отраслям права в сочетании с практико-ориентированным образованием. С каждым годом все больше сфер нашей жизни требуют правового регулирования. Именно поэтому в структуре Университета появляются новые специализированные Институты (например, современного прикладного права, бизнес права), открываются узкоспециализированные кафедры (конкурентного, спортивного права). Таким образом, сохраняя лучшие традиции научных школ Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), у студентов есть уникальная возможность стать специалистами в самых разных направлениях.

    Многие вузы готовят юристов. Посоветуйте, чем руководствоваться при выборе учебного заведения, готовящего юристов.

    Елена Глотова: Можно выделить несколько критериев. Критерием качества образования могут быть как востребованность выпускников вуза работодателями, так и невостребованность. С дипломами ряда высших учебных заведений нельзя претендовать на должность в прокуратуре, иных правоохранительных органах или, например, в судебной системе.

    Второй фактор, на который следует обратить внимание при выборе вуза, - соответствие учебного плана образовательному стандарту, какие предметы и в каком количестве часов предлагаются к изучению.

    Третий фактор - преподавательский состав, качество кадров: кто ведет основные дисциплины - опытные преподаватели или сами в недавнем прошлом студенты.

    На базе этих критериев можно определить уровень образования, которое дает тот или иной вуз и факультет. И в итоге сделать правильный выбор.

    К слову сказать, в рамках реализации указа президента Российской Федерации "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" ежегодно Министерство образования и науки РФ проводит комплекс мероприятий по мониторингу деятельности федеральных государственных образовательных учреждений высшего образования. По результатам мониторинга в 2015 году, в ходе которого были собраны данные по 900 вузам и 1232 филиалам, не все подтвердили эффективность своей деятельности. Так что, решить вопрос куда поступать, а куда не стоит, можно, ознакомившись с соответствующим перечнем эффективных вузов.

    Поделиться