"Знаю, что в целом у вас работа идет неплохо, но попросил бы начать с ипотеки: вы недавно приняли соответствующее решение. Как вообще оцениваете этот рынок сейчас?" - сразу спросил Владимир Путин.
"Мы приняли решение о снижении ставок, очередном снижении уже в этом году", - подтвердил Греф. "И мы видим, что примерно с начала июня пошло оживление спроса на рынке ипотеки", - добавил он.
Если до июня в основном ипотека поддерживалась за счет государственных субсидий, то сейчас начал расти спрос и на вторичном, и на первичном рынке. "И мы надеемся, что это снижение ставок до конца года приведет к тому, что, в принципе, в следующем году уже субсидии со стороны государства не потребуются", - не исключил докладчик.
"Если ситуация будет развиваться так, как сейчас, думаю, что в следующем году реально можно будет увидеть уровень ипотечного кредитования в районе ниже 11 процентов. Это означает, что, в общем, госсубсидии сыграли свою роль, и можно будет переходить уже в абсолютно нормальную коммерческую плоскость", - подытожил Греф.
"Мы рассчитываем, что в четвертом квартале этого года будет реальное оживление на рынке ипотеки. Сейчас мы видим оживление на рынке потребительского кредитования", - продолжил он.
Глава государства обратил внимание на один нюанс: "Надо сразу отметить, чтобы ваши клиенты не подумали, что сейчас лучше подождать и не брать ипотечные кредиты, - под сколько сейчас, под 12 процентов?" "Да", - кивнул Греф. "И лучше не ждать 11, потому что все-таки инфляционные процессы развиваются и так далее, поэтому кто хочет и готов, это лучше делать сейчас", - дал совет президент.
"Вы абсолютно правы, потому что всегда в любом экономическом процессе две составляющие: ипотека будет дешевле, но жилье будет сразу же расти в цене. Поэтому сейчас, думаю, один из самых удобных моментов, когда ипотека уже дешева и жилье еще очень дешево", - согласился глава Сбербанка. "Думаю, конечно, что процессы падения ставки по ипотеке и рост цен на жилье будут примерно синхронизированы, поэтому тяжело подобрать правильный момент. Наверное, сейчас один из самых правильных моментов", - добавил он.
"Как по другим показателям?" - поинтересовался Путин. "За полугодие мы отработали в этом году с рекордной прибылью", - доложил собеседник. 229 миллиардов чистой прибыли, сказал он.
"Это по сравнению с прошлым годом как смотрится?" - спросил глава государства. "Плюс 180 процентов", - ответил Греф и добавил, что прошлый год был тяжелый, поэтому сложно сравнивать.
"Сейчас по Украине у нас ситуация более-менее стабилизирована. Мы сформировали основные резервы, и, думаю, то, что осталось недорезервированным, мы можем уже вернуть, исходя из оценки качества украинских активов", - отметил глава Сбербанка.
"Из показателей, которые у нас в красной зоне, - это кредиты юридическим лицам", - не скрывал Греф. Пока, к сожалению, здесь не восстановлен спрос.
"Вам нужно с ними работать активнее", - посоветовал глава государства.
"Мы стараемся сейчас это делать - в особенности все, что касается малого бизнеса", - заверил собеседник.
"Условия создавать для них…", - продолжил Путин.
"Если говорить о малом бизнесе. Здесь есть две составляющие", - сказал глава Сбербанка. Первое - это быстрое и качественное кредитование. Второе - это все, что связано с помощью в решении остальных проблем: ведение удобного бухучета, ведение банковского учета и так далее. "Здесь есть большой прорыв", - оценил он: с сентября начинает действовать закон, который позволяет в электронном виде открывать счета, делать переводы, регистрировать изменения в устав. "Фактически малому бизнесу вообще незачем будет ходить в любые государственные органы", - считает Греф.
"Думаю, то, что появится у нас к концу 2016 года, имею в виду, в России после всех изменений законодательства, это будет один из самых интересных и технологических режимов для малого бизнеса", - заглянул за горизонт глава Сбербанка.
"Главное, чтобы ничего нового не появлялось, что ухудшает работу", - прокомментировал Путин. "Это постоянный процесс, да, появляются новые зацепки", - кивнул Греф и снова вернулся к кредитованию. "К сожалению, здесь пока, честно, не очень могу похвастаться: мы не научились хорошо кредитовать малый бизнес, потому что у нас очень высокие потери по портфелю, - не скрывал он. - У нас сегодня весь портфель малого бизнеса, к сожалению, убыточен, и это наш, наверное, самый большой вызов, самая большая головная боль".
"Мы понимаем, что мы крупнейший банк, и мы расположены на всей территории страны, и на нас особая ответственность по работе с малым бизнесом, - продолжил глава Сбербанка. - Мы сейчас много ресурсов на это направляем, и я тоже надеюсь, что до конца этого года мы придумаем какие-то новые технологии, которые позволят это делать". "Пока, к сожалению, здесь не могу сильно похвастаться, в отличие от технологий, о которых я уже сказал, связанных с дебюрократизацией малого бизнеса, - здесь, в кредитовании, нам еще многое предстоит сделать", - считает он.
Назвал Греф и хороший показатель. "Мы идем на 13 процентов ниже прошлого года по расходам, это тоже делает большой вклад в нашу операционную прибыль", - сообщил он.