Благодаря оптоволоконной сети, охватывающей все магистрали, существенно ускорилось получение оперативной информации как о ходе перевозочного процесса, так и оперативных справок о техсостоянии подвижного состава, межремонтных пробегах и сроках, результатах проведения ремонтов, комплектации вагонов, прочих характеристик. "А использование технологий для обработки больших данных позволило сократить сроки подготовки отчетности в отрасли с 14,5 часа до 20 минут и в 40 раз повысить скорость и точность распределения затрат", - рассказал замгендиректора SAP СНГ Дмитрий Красюков.
Автоматизация позволяет оператору подвижного состава оптимизировать логистические издержки. "Сегодня информация о движении аккумулируется в Главном вычислительном центре. Она доступна как операторам, так и грузоотправителям", - рассказал замгендиректора "ОТЭКО" Геннадий Ковальчук.
Современные технологии позволяют обрабатывать большой объем данных в режиме реального времени, что открывает новые возможности для компаний, занятых в перевозках. Например, за рубежом активно применяется "Интернет вещей". "Крупнейший железнодорожный оператор в Италии Trenitalia использует эту технологию в связке с аналитическим инструментарием. Решение позволило снизить стоимость ремонтов для ряда узлов и компонентов в среднем на 10% за счет оперативного анализа данных и прогнозирования вероятности отказа оборудования, исходя из сотен влияющих факторов", - пояснил Дмитрий Красюков.
В 2015 году после наводнения в Техасе и Оклахоме американской железнодорожной компании BNSF с помощью ИТ удалось оперативно восстановить поврежденные пути. Компания направила дроны с видеокамерами туда, где невозможно было определить состояние участков с земли, и на основе полученных данных определила масштаб потерь. "В США на путях одной из крупнейших железнодорожных линий Union Pacific установлены визуальные и звуковые датчики для отслеживания состояния колес поезда, прогнозирования отказа оборудования и снижения рисков схода состава с рельсов, - добавил эксперт дорожной отрасли Алексей Тузов. - В ряде европейских стран в железнодорожной отрасли используются различные IT-системы для контроля качества подвижного состава, локализации, навигации и управления грузопотоками, решения инженерных задач повышения безопасности перевозок".
Кроме того, сейчас активно развивается идея инновационной мобильности. "Она заключается в том, чтобы обеспечить удобный проезд "от двери до двери" с единым документом, используя при этом разные виды транспорта, - объяснил Дмитрий Красюков. - Реализация такого проекта требует координации железнодорожников, городских метрополитенов, авиакомпаний, служб такси и др. на единой ИТ-платформе, и позволит существенно повысить общий трафик".
В России в последнее время эксперты наблюдают увеличение интереса к решениям для управления бизнесом оператора железнодорожных перевозок. "Они позволяют автоматизировать задачи управления вагонным парком, агентами, финансами и закупками, упростить договорную работу, расчеты тарифов на перевозку", - отметил гендиректор "Норбит" Антон Чехонин.
Такие системы интегрированы с информационными системами отрасли, они поддерживают электронный документооборот и электронную цифровую подпись.