Глава МОК начал издалека. Подробно рассказал о пяти видах спорта, включенных в программу следующей Олимпиаде в Токио. Выразил уверенность в том, что "мы проведем замечательные Игры в Рио". Но вскоре все-таки перешел к, пожалуй, самой "горячей" теме. Которой были посвящены и большинство вопросов из зала.
- Мы говорили об участии российских спортсменов в Рио. Вы, наверное, помните, что отчет господина Макларена был опубликован всего две недели назад и был посвящен системе допинга в России. И МОК столкнулся с самым сложным вопросом о последствиях этого доклада для конкретных спортсменов: может ли атлет нести ответственность за действия своей страны. И мы следовали правилам правосудия, которое должно быть независимо от политики. Нельзя отвечать на нарушение закона другим нарушением закона, поскольку это разрушает правосудие, - подчеркнул Томас Бах. - Мы должны уважать базовые принципы закона. Каждый человек имеет право на индивидуальное правосудие и презумпцию невиновности. Это общечеловеческое право, разумеется, касается и спортсменов. Подозрения и обвинения были настолько серьезные, что эти принципы в данном случае не могли быть применены полностью. Поэтому МОК частично отменил презумпцию невиновности для российских атлетов и применил коллективную ответственность за действия руководителей. В то же время, правосудие не позволяет нам отнять у человека право доказать свою невиновность. Поэтому МОК гарантировал это право российским спортсменам, но установил жесткие критерии. Была создана трехступенчатая система, а финальное решение принимала комиссия, состоящая из трех человек. Мы ожидаем, что окончательные результаты работы этой комиссии будут готовы позднее.
Таким образом, главный вопрос, вопреки ожиданиям, так и остался без ответа. Но, по словам Томаса Баха, вся эта ситуация должна дать абсолютно четкий сигнал, причем абсолютно всем спортсменам, не только российским.
- Если вы чисты, вас уважают. Но вы должны добиваться своей мечты только как чистые спортсмены. Мы призываем всех не попадать в ловушку системы и не слушать тех, кто говорит, что можно достичь результата только с помощью допинга. Когда вы чисты, вы можете быть успешными и участвовать в Олимпийских играх, - подчеркнул президент МОК. - Мы должны установить общие рамки борьбы с допингом на этих Играх. Мы провели полный повторный анализ допинг-проб, взятых на Олимпиадах 2008 и 2012 годов. В рамках нее мы уже выявили около 100 спортсменов, чьи пробы дали положительные результаты. Эти атлеты не выступят в Рио. Также мы провели расширенную программу предолимпийского тестирования. Тесты 2200 спортсменов подверглись детальной оценке. Также были взяты 700 дополнительных проб в 96 различных странах. Обманщиков в Рио мы не допустим. В Рио будет взято в общей сложности 5,5 тысяч допинг-проб. Их образцы будут храниться 10 лет и могут быть повторно проанализированы в любой момент. Послание четкое - те, кто используют допинг, нигде и никогда не будут чувствовать себя в безопасности.
По словам Баха, расследование Макларена еще не завершено. Его мандат был продлен, и работа продолжается, что подтвердили и МОК, и ВАДА.
"На основании этого мы завершим отчет и будем без колебаний применять меры и санкции там, где это необходимо. Мы не хотим, чтобы такая ситуация когда-либо повторилась. Поэтому МОК запросил полный пересмотр системы борьбы с допингом. Мы рады, что ВАДА ответила на наш запрос. Мы будем совместно работать, чтобы антидопинговая система во всем мире стала более надежной и эффективной," - заявил Томас Бах.
И добавил от себя: "Когда вы принимаете такое сложное решение, есть веские аргументы с обеих сторон. Когда вы задумываетесь об этих аргументах, надо исходить из главных принципов. Для меня он следующий - после этого решения вы должны посмотреть в глаза всем спортсменам. И могу заверить вас, что во время своих многочисленных визитов в олимпийскую деревню в Рио, я смотрел в глаза очень многим спортсменам".
Господин Бах, некоторые федерации уже публикуют списки российских спортсменов, допущенных к Играм. Есть ли у вас общие цифры?
Томас Бах: Да, мы направили информацию федерациям. Сейчас происходит процедура окончательного оформления заявок, и как только она завершится, список появится на официальном сайте МОК. Пока точную цифру назвать не готов.
Вы сейчас сказали, что в случае с Россией вы руководствовались принципом, что можете смотреть в глаза спортсменам. Но некоторые из них говорят теперь, что чувствуют себя обманутыми, и не ощущают себя защищенными со стороны МОК. Как быть с ними?
Томас Бах: Я могу посмотреть в глаза любому, в том числе и этим атлетам, поскольку я полностью уверен в правильности такого решения. Мы тщательно все взвесили - не только я, но и все члены исполкома. У нас есть поддержка очень многих спортсменов, а также трех континентальных ассоциаций атлетов. Как вы сами видели, на сессии МОК это решение было принято почти единогласно при всего одном воздержавшемся. В такой трудной ситуации есть аргументы у обеих сторон. И нельзя ожидать стопроцентной поддержки, это просто невозможно. Очень много страстей, эмоций. Однако у нас нет всех фактов, доклад Макларена не завершен, он неокончательный. Я с уважением отношусь ко всем. И к тем, кто разочарован и придерживается другого мнения. Но я могу прямо смотреть им в глаза.
Есть мнение, что вы помогали России в этой ситуации. Так ли это? И можно ли назвать это политической атакой на Россию?
Томас Бах: Это не решение помочь кому-то, а решение по принципу правосудия. Мы исходим только из фактов, которыми располагаем. Есть поговорка, что правосудие должно быть слепым и не принимать чью-либо сторону. Оно должно руководствоваться принципами закона, что и было сделано. Это не решение одного человека, а всего МОК, который его поддержал. Что касается политики, то нужно принимать к сведению факты. Факты таковы, что есть достаточно серьезный доклад, с детальными обвинениями в адрес российского министерства спорта и антидопинговой лаборатории. Они сыграли важную роль и поэтому мы приняли меры против людей, которые были названы в этом докладе. И никто из министерства спорта, включая министра, не получит аккредитацию на Олимпийские игры.
Услышали ли вы хотя бы формальные извинения со стороны России?
Томас Бах: Мы не получали формальных извинений. Но вы наверняка слышали выступление президента Олимпийского комитета России. Он признал, что есть проблемы и вызовы. И подтвердил, что антидопинговая система будет полностью реструктурирована. А также заявил о полной готовности к сотрудничеству со всеми международными организациями. И мы рассчитываем, что Россия выполнит все эти обязательства.